New Testament

5Но если вся наша греховность[1685] делает еще более очевидной праведность Божию, что скажем мы тогда? Может быть, Бог (рассуждаю чисто по–человечески) несправедлив, если обрушивает Свой гнев на нас? 6Нет, конечно, потому что как же тогда Бог будет судить этот мир? 7Однако можно ли судить меня как грешника, если рядом с самой ложью моей становится еще более очевидной истинность Бога, к вящей славе Его? 8Но почему бы тогда не «делать зло, чтобы вышло добро»? Хулители наши как раз и оговаривают нас, будто мы и впрямь это самое проповедуем. Таковых ждет справедливое возмездие.

Виновен весь мир — таков приговор Божий

9Так что же, в лучшем ли мы, иудеи, положении? Вовсе нет! Мы ведь выяснили уже[1686], что все люди, иудеи они или язычники, все под грехом. 10В Писании так и сказано:

«Нет праведного, нет ни одного;

11нет разумеющих, никто Бога не ищет.

12Все сбились с пути и разом стали негодны;

нет творящего доброе, ни одного [нет][1687].

13 Их гортань — зияющая могила;

языком своим обманывают люди[1688]а.

Во рту у них яд змеиный[1689]б

14и на устах одни проклятия и горечь[1690].

15Скоры они[1691]а на пролитие крови[1692]б.

16Всюду разор и бедствие на путях человеческих.

17Не знают люди пути к миру[1693],

18страха Божия лишились они[1694]».

19Но мы знаем: в Законе сказанное[1695]а к тем обращено, кто подчинен Закону[1696]б, никто чтоб не пытался оправдаться. Перед Богом весь мир виновен! 20Из смертных пред Ним не может ни один быть признан правым за то, что соблюдает он Закон: с Законом лишь приходит осознание греха.

И оправдание, и праведность по вере во Христа

21Некогда о праведности Божией[1697]а свидетельствовали Закон и пророки[1698]б, теперь же она открылась людям отдельно от Закона; 22и эта праведность Божия, на вере в Иисуса Христа основанная, она для всех[1699], кто верит, ибо нет различий. 23Все согрешили ведь, и сияния[1700] Божия лишены, 24а оправдываются без заслуг[1701]а, только Его благодатью, через искупление[1702]б во Христе Иисусе. 25–26Бог сделал так, что через Него свершилось умилостивление и примирение[1703]а по вере в пролитую Кровь Его. Этим Бог показал, что был справедлив[1704]б и прежде, когда Он в долготерпении оставлял грехи без наказания; так и ныне являет Он правду Свою: то, что праведен Он Сам и оправдывает верующих в Иисуса.

К праведности через веру, а не заслуги

27Допустимо ль тогда хвастовство? Исключается полностью. Но каким же законом? Тем, что требует дел? Нет! Законом веры. 28Ибо знаем мы, что оправдание человек получает по вере, а не за то, что Закон соблюдает[1705]. 29Разве Бог одних иудеев лишь Бог? Не язычников тоже? Конечно, и их. 30Бог для всех ведь один: и обрезанных Он по вере их оправдает, через веру же — и необрезанных. 31Упраздняем ли мы Закон, ставя так высоко веру?[1706] Нет, конечно. Мы Закон укрепляем.

Древнее свидетельство о праведности по вере