New Testament

2 Затем, четырнадцать лет спустя, я снова пошел в Иерусалим, на этот раз вместе с Варнавой. Мы взяли с собой и Тита. 2 По откровению от Бога пошел я туда и представил церкви Благую Весть, которую проповедую среди язычников (особо почитаемым[2386]а изложил я ее в личной беседе), чтобы убедиться, что не напрасно усердствовал и усердствую[2387]б я. 3Но даже Тит, бывший со мною, хотя он и грек[2388], не был принужден ими к обрезанию. 4А что касается вторгшихся к нам лжебратьев (они тайно проникли к нам, чтобы подсмотреть за нашей свободой, которую мы обрели во Христе Иисусе, и поработить нас), 5мы ни на миг не уступили и не подчинились им, чтобы истина Благой Вести оставалась у вас такой, какова она и есть.

6Те же, кого там более всего почитают (какое они занимают положение, для меня не важно, ведь перед Богом это значения не имеет), — ничего не прибавили эти почитаемые мужи к тому Евангелию, которое я возвещаю. 7Напротив, увидев, что мне вверено возвещение Благой Вести для язычников[2389]а, как Петру — для иудеев[2390]б 8(Тот, Кто действовал через Петра в его апостольском служении иудеям, также и через меня действовал, послав меня к язычникам), 9они признали дарованную мне благодать. И потому Иаков и Петр с Иоанном, почитаемые как столпы общины, пожали руки мне и Варнаве как участникам общего дела[2391]. Они согласились, что нам надо идти к язычникам, а им — к иудеям. 10Только должны мы были помнить о бедных в Иерусалиме, что я и старался делать.

Павел порицает Петра

11Но когда Петр пришел в Антиохию, я открыто выступил против него, говоря, что он сам навлек на себя осуждение. 12 Потому что, пока не пришли люди от Иакова, он ел вместе с христианами из язычников. А когда эти люди пришли, Петр стал сторониться язычников и есть от них отдельно, опасаясь иудеев. 13Вместе с ним лицемерили [и] другие иудеи, так что даже Варнава был вовлечен в это[2392].

14 И когда я увидел, что они неправы, поступают не по истине евангельской, то при всех сказал Петру: «Если ты, иудей по рождению, живешь по–язычески, а не по–иудейски, то как можешь ты принуждать язычников иудействовать?»

15Хотя мы от рождения иудеи, а не «грешные язычники», 16[однако] узнав, что человек получает оправдание[2393]а не через соблюдение Закона[2394]б, а лишь верою в Иисуса Христа[2395]в, уверовали и мы во Христа Иисуса, чтобы быть оправданными верою во Христа[2396]г, а не соблюдением Закона, потому что соблюдением Закона никто[2397]д не оправдается.

17Но если, несмотря на наше стремление быть оправданными[2398]а во Христе, мы, иудеи, и сами оказываемся такими же грешниками, как и язычники, значит ли это, что Христос — покровитель[2399]б греха? Ни в коем случае! 18Ведь если я снова строю то, что когда–то разрушил[2400], я сам себя выставляю преступником. 19Убедившись благодаря Закону в своем бессилии, я умер для Закона, чтобы мне жить для Бога. Вместе со Христом я распят, 20и уже не я живу — Христос живет во мне. А та жизнь, какой я живу теперь во плоти, — это жизнь веры в Сына Божия[2401], меня полюбившего и предавшего Себя на смерть за меня. 21Не отвергаю[2402]а я благодати Божией, ведь если праведность[2403]б может прийти к нам через Закон, значит, Христос напрасно умер.

Закон и вера

3 О неразумные галаты! Вам так ясно был представлен Иисус Христос, как если бы Его у вас на глазах распяли! Кто же смог заворожить вас[2404]? 2Я об одном хочу спросить вас: вы Духа благодаря исполнению Закона получили или по вашей вере в ту весть, что от нас услышали[2405]? 3Неужели вы столь неразумны: начав жизнь в Духе Божьем, теперь пытаетесь достичь совершенства своими силами[2406]?! 4 Так много вы перенесли, и всё это было напрасно?! Могло ли такое в самом деле оказаться напрасным? 5Так вот, когда Бог наделяет вас Духом и совершает среди вас чудеса, потому ли Он это делает, что вы соблюдаете Закон[2407], или по вере вашей в ту весть, которую вы от нас услышали?

6Авраам, как помните, поверил Богу, и это вменилось ему в праведность[2408]. 7И потому знайте: лишь те, кто верою живет[2409], — настоящие сыны Авраама. 8И Писание, провидя, что Бог оправдает язычников по их вере, предвозвестило Аврааму Благую Весть: «Благословятся в тебе все народы»[2410]. 9Так что верующие благословляются вместе с Авраамом, человеком веры[2411].

10Все, кто на соблюдение Закона полагается, под проклятием оказываются, ибо написано: «Проклят всякий, кто уклоняется от непременного соблюдения всего, записанного в книге Закона»[2412]. 11А что никто не может быть оправдан пред Богом посредством Закона, это очевидно, потому что праведный жить будет верою[2413]. 12Закон же никак не связан с той верой[2414]а, что ведет к оправданию, напротив, мы читаем: «Кто исполняет его веленья, жив будет благодаря им»[2415]б. 13Христос заплатил за освобождение наше[2416]а от того самого проклятия, что высказано в Законе, на Себя приняв проклятие за нас[2417]б. Ведь написано: «Проклят всякий, висящий на дереве»[2418]в. 14Он искупил нас, чтобы то благословение, которое обещано было некогда Аврааму, через Иисуса Христа могло распространиться на язычников, дабы все мы через веру могли получить обещанного Духа.

Закон и обещание

15Братья мои, я воспользуюсь таким сравнением[2419]: если составленное человеком завещание скреплено должным образом, его никто не отменяет и не дополняет. 16Обещания же, которые Бог дал Аврааму, даны были и потомку[2420]а его. (Стоит заметить, что в Писании не сказано: «И потомкам», как если бы речь шла о многих, — но как об Одном: «И Потомку твоему»[2421]б, — а это и есть Христос.) 17Я хочу сказать, что завет[2422] давно уже был утвержден Богом, и Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог лишить силы этот завет и таким образом отменить обещание. 18Ибо если наследство дается за послушание Закону[2423], то, значит, уже не по обещанию, но Аврааму Бог милостиво даровал его по обещанию.

Закон вел ко Христу