New Testament

3 Не каждому из вас, братья мои, следует становиться учителем, вы ведь сами знаете, что если других учим мы, то с большей строгостью будем судимы. 2Все мы то и дело ошибаемся[3325]. А кто в речах своих не согрешает, тот уже человек совершенный и может всё тело свое обуздать.

3Удила, которыми управляем лошадью, кладутся ей в рот, но повинуется она нам всем телом своим. 4 Так и с кораблями: как бы ни велики они были и какими бы сильными ветрами ни носило их, управляют ими с помощью небольшого руля, который во власти кормчего. 5Вот и язык: мал он в теле человека, но сколь многим может похваляться! Подумайте только, какой большой лес загорается от одной малой искры[3326]. 6Язык — что огонь. Расположенный между другими частями тела нашего, он может стать средоточием зла[3327]а, которым оскверняется всё тело и от которого сгорает порой вся жизнь[3328]б человека — язык от огня геенны[3329]в возжигается.

7Человек может укротить и укротил уже всякую тварь (зверей и птиц, пресмыкающихся и обитателей моря), 8а вот язык никто из людей укротить не может. Зло неодолимое, он полон яда смертоносного.

9Языком славим[3330]а мы Господа[3331]б, Отца нашего; им же проклинаем человека, рожденного по образу и подобию Божию. 10Хвалы[3332] и проклятия с одних и тех же уст сходят. Не должно такого быть, братья мои. 11Льется ли из одного источника и пресная вода, и соленая? 12 Может ли, братья мои, смоковница принести маслины, а виноградная лоза — смоквы? Не может и соленый источник дать пресную воду.[3333]

Истинная мудрость

13 Кто среди вас мудр и учен? Пусть докажет он это примерной жизнью своей, делами, в коих явит себя его кротость, за которой мудрость.[3334] 14 Если же в сердце вашем поселился дух черной зависти и самовлюбленности, не хвалитесь и ложью своей не заслоняйте истину: 15нет тут мудрости, которая свыше, а только земная, бездуховная, бесовская. 16Ибо, где зависть и себялюбие, там неустройство, там всякие злые дела.

17А мудрость, что от Бога, она, прежде всего, чиста, и она — в миролюбии, снисходительности[3335], готовности уступать, она свободна от пристрастия и лицемерия, исполнена милосердия и приносит добрые плоды истинной праведности. 18Но праведность эта есть плод того семени, что спокойно сеется миротворцами.[3336]

К миру и святости через смирение

4 Откуда же у вас эти раздоры и стычки? Не от прихотей ли, что порабощают вас и сталкивают друг с другом[3337]? 2Вы всё время чего–то хотите, а не получаете; смертельно[3338] завидуете, а всё не можете достичь желаемого, отсюда ваши ссоры и стычки. Потому и не удается вам ничто, ведь вы не просите. 3А если и просите, то всё равно не получаете, потому что не на добро просите, а чтобы одним только удовольствиям предаваться[3339].

4 Прелюбодеи и прелюбодейки[3340]а, разве не знаете вы, что, привязывая себя к этому миру, вы, по сути, враждуете с Богом[3341]б? Всякий, кто становится другом миру сему, оказывается врагом Богу. 5Или вам кажутся пустыми слова Писания, что Дух, Которого Бог дал нам, ревниво жаждет безраздельной преданности Ему[3342]? 6И Он же дает нам большую благодать[3343]а. Потому Писание говорит:

«Противостоит Бог высокомерным,

но милостив к смиренным»[3344]б.

7Так что покоритесь Богу и ни в чем не уступайте[3345]а дьяволу — тогда он отступит[3346]б от вас. 8Будьте вы к Богу ближе, и Он приблизится к вам. Омойте руки, грешники, и вы, двоедушные, очистите сердца свои. 9Ужаснитесь и скорби предайтесь, восплачьте и возрыдайте. Смех ваш да обратится в плач, и радость — в скорбь. 10Смиритесь пред Господом, и Он возвысит вас.

11 Перестаньте наговаривать друг на друга, братья. Кто хулит брата своего или осуждает его, тот о Законе злословит, Закон осуждает. А если судишь ты Закон, то уже не исполняешь его, а в заносчивости своей становишься судьей над ним. 12Но ведь один только есть Законодатель и Судья, Который решает, кого спасти, а кого покарать. А ты, кто ты такой, что берешься судить своего ближнего[3347]?