«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Что здесь можно сказать? Ну, не хочет народ Божий превращаться в стадо послушных животных, безропотно, бездумно идущих в геенну огненную по первой команде «начальствующих»! Недаром же святой апостол Петр говорит верующим: ...вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1 Пет. 2, 9).

Никто на земле не может претендовать на наше полное подчинение! Только сладчайший наш Господь Иисус Христос. Об этом даже в «Настольной книге священнослужителя» написано. 310 Почему и говорит авва Антоний Великий: «Братия! Будем веровать в Господа нашего Иисуса Христа и поклоняться Ему. Покорим себя Ему, и потщимся исполнять волю Его во всякое мгновение... Будем совершать земное странствование наше в страхе Божием...» 311 Итак, в страхе Божием, а не в страхе перед «сильными мира сего».

Истина всегда — одна. Двух истин быть не может. Поэтому совершенно несостоятельными являются слухи о каком-то «расколе», которые муссируются врагами Церкви и Православия. Эти слухи сеет лукавый через своих приспешников. Ревнители истины, противостоящие антихристову глобализму, ратуют за единение всех верных чад Матери Церкви в духе любви и взаимопонимания. Только так можно решать проблемы, касающиеся спасения миллионов душ. Нет сомнения в том, что сегодня воистину речь идет о выборе между небесным и земным. Как жаль, что этого еще не поняли многие пастыри. Впрочем, еще в XIX веке святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Наше время походит на последнее. Соль обуевает. В высших пастырях Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. Тяжело видеть, кому вверены, или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение! Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Но это — попущение Божие...» 312.

А менее, чем через столетие на эти слова откликнулся святой мученик Михаил Новоселов: «Не будем смущаться неверностью множества пастырей и архипастырей, как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходившие всегда от иерархии, а не от верующего народа, бывали так часты и сильны, что дали повод к поучительной остроте: «если епископы не одолели Церкви, то врата адовы не одолеют ее».Не будем недоумевать и пред тем, что часто простецы иноки и рядовые миряне больше архипастырей обнаруживают не только ревности о деле Божием, но и разума духовного: и раньше «уши народа оказывались, — по словам святого Илария Пиктавийского, — святее сердец иерархов». Не одними иерархами утверждалась и утверждается крепость Церкви Божией, не ими и не учеными богословами хранится святое достояние ее — Дух Истины, почивший на славных первенцах ее: перенося из века в век свое небесное сокровище, Церковь Христова блюдет его при посредстве тех, имена коих написаны в книге жизни, а не в ставленнических грамотах и ученых дипломах, ибо подлинное самосознание церковное движется не по пути иерархичности и учености, а по руслу святости...

Ведь Церковь — это жизнь во Христе сотен миллионов людей. От чего мы можем думать, что эта жизнь во Христе этих сотен миллионов или части их — не та же самая, которой жили и раньше части и молекулы Тела Христова?

При таком взгляде на Церковь (как на живой Организм) указывать на Синод или на «группу архиереев», по учению Отцов Церкви, все равно, что подойти к яблоне, указать на дупло и сказать: «Вы утверждаете, что яблоня жива, что это — нечто живое и реальное, а вот смотрите — пустое место, наполненное грязью и пылью!»» 313. Как бы подводя итог сказанному и прозревая сегодняшнее время, священномученик Илларион Троицкий 1 января 1925 года написал в своем дневнике: «Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить: только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4,2) через примирение, по правилам, с ложью, и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На «законном» основании можно и антихриста принять...» 314

Слова священномученика Иллариона еще раз показывают, что изобличение антихриста возможно только на путях исповедничества через духовное сердечное чувство, а не через формальное послушание иерархии. «Святая истина извещается сердцу тишиною, спокойствием, ясностью, миром... Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности... Ум человеческий не в состоянии отличить добро от зла — замаскированное зло легко обманывает его... Различать добро от зла принадлежит сердцу... Надо столько преуспеть в добре, чтобы тотчас сердечным духовным ощущением познавать приближающееся зло, как бы оно прикрыто и замаскировано ни было, немедленно, с мужественной решительностью отвергать его и прибывать неизменно благим о всеблагом Господе...» 315 — назидает нас святитель Игнатий Брянчанинов. Здесь же и ответ на то, почему простым верующим сердцам Господь открывает больше, чем ученым богословам...

Кстати, небесный учитель святителя Игнатия, авва Антоний Великий, почти теми же словами, которыми описывает святитель признаки истины и лжи, говорит о духовных ощущениях, производимых явлениями светлых ангелов и мрачных демонов. Сам Господь известил народ Божий о надвигающейся опасности. Сердце доброго человека, нищего духом — вот барометр, безошибочно различающий добро от зла...

В то же время кое-кто начал кричать: «Это еще не то! Это еще не у нас! Когда еще это до нас дойдет! Нам же сказали, что нас предупредят...» Так вот — уже пришло, только надо это видеть. Уже предлагается принять систему и соответствующий ей дух, несовместимый с духом Христовым. А с каким духом человек в земной жизни сочетается, с тем и в вечности пребывать будет. Так все святые говорят. В материальном же мире всякое строительство предполагает определенную последовательность. Так, чтобы построить здание, вначале выкапывают котлован, затем фундамент закладывают. Только после этих подготовительных этапов строительства начинают возводить стены, постепенно приближаясь к крыше. Установив крышу, занимаются отделкой и оборудованием. Думается, каждому понятно, что строительство здания с крыши не начинают...

Так вот и антихрист мгновенно не появится. Для его прихода необходимо построить соответствующую базу, чем сегодня его предтечи и занимаются. Деятельная идет подготовка. Не видеть этого не может только духовный слепец. И действуют подручные «сына погибели» на всех направлениях — религиозном, политическом, экономическом, правовом, информационно-технологическом, культурном и других. Работают круглосуточно, а бесы им советы дают. Жаль только, что этого богословы не видят — самое время диссертации по демонологии писать...

СВЯТЫЕ ОТЦЫ, БОГОСЛОВЫ-ТЕОРЕТИКИ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЖИЗНЬЮ

«Наше время! Наше время!» — визжат и завывают повсюду бесовские стаи, которые, попущением Божиим, получили открытый доступ к душам и сердцам человеческим. Сыны и дщери мира сего, живущие по духу его — духу антихриста, давно уже уловлены в сети сатаны. «Бесчисленной толпою, с шумом, в упоении странном, гонятся они за попечениями и наслаждениями временными. Время, в очах их, преобразилась в вечность! Они проводят жизнь бесскорбную, преуспевают в тленном, забыты Богом, не возбуждают против себя диавола: они угодны диаволу, — они часть его» 316 — свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов.

Поэтому-то всю ярость свою обрушивает сатана на малое Христово стадо. Лукавство и изобретательность врага спасения не имеют границ. Он всегда старается усыпить бдительность православных христиан, чтобы нанести удар с той стороны, откуда его никак не ожидают. Диавол постоянно меняет тактику. От открытых гонений он переходит к гонениям утонченным, непонятным людям, духовно неопытным. Сюда относятся различные лжеучения, противоречащие учению святоотеческому. Принявший лжеучение умом и сердцем своим непременно становится на путь погибели. Уловив таким образом часть подвизающихся во Христе, диавол вновь начинает силовой натиск на бодрствующих. Он запугивает верных лишением временных земных благ и призывает к дружбе с миром. Но принявший дух мира сего изгоняет из себя Христа. Посему предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин: «Смотрите, чтобы не оказаться нам по имени только христианами, а по нравам язычниками» 317.

В одном из других своих творений святой Ефрем Сирин говорит: «Мы, привязанные к земному и суетному, не верим заповедям Божиим, и делаемся врагами Богу. Не знаете ли, сказано, что дружба с миром есть вражда против Бога?... (Иак. 4, 4)» 318. И еще: «Невозможно, братия, быть то христианином, то язычником. Ибо никто не может служить двум господам (Мф. 6, 24)» 319. Малейший компромисс с духом мира сего есть соглашательство с ложью и злом, несущее за собой отступление от пути спасения. Посему стояние в истине и противостояние духу мира сего есть главный духовный подвиг нашего времени. Безусловно, избравшему этот путь предстоит понести многие скорби и искушения, но другого пути в Царствие Небесное не было, нет и не будет. От этом говорит многовековой святоотеческий опыт...