«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Святые отцы, опытно познавшие брань с духами злобы поднебесными, настоятельно призывают христиан к неустанному трезвению. Духовная беспечность преступна по сути своей. В творениях великих подвижников благочестия описано немало случаев, когда сатана, действуя со всяким неправедным обольщением (2 Фес. 2, 10) ввергал в погибель людей, не требуя никакого «сознательного» себе поклонения. Вот только один рассказ из творений преподобного отца нашего Исаака Сирина: «Некто, по имени Асина, в городе Едессе, сочинив многие духовные песнопения, которые поются и доныне, проводил высокое житие... Его обольстил диавол, вывел из келий его, и поставил наверху горы, называемой Сторий. Уговорился с ним, показал ему образ колесниц и коней, и сказал: «Бог послал меня взять тебя в рай, как Илию». И как скоро вдался тот в обман младенческим умом своим и взошел на колесницу, разрушилась вся эта мечта, низринулся он с великой высоты, упал оттуда на землю и умер смертью, достойной вместе смеха и плача» 340.

Так один только помысл может отлучить человека от Бога и привести к погибели. В святоотеческих творениях и житиях святых читатель может самостоятельно найти множество подобных историй. Другого рода пример являет падение Иуды Искариота. Поскольку он был приставлен к денежному ящику, лукавый начал искушать его страстью сребролюбия. Мало-помалу эта страсть овладевала учеником Христовым и открыла его сердце врагу спасения. Вошел в него сатана (Ин. 13, 27), и предал Иуда своего Учителя первосвященникам и фарисеям за 30 сребренников (Мф. 26, 14-16).

Святитель Иоанн Златоуст восклицает по этому поводу: «О, безумие, или лучше: о, сребролюбие, — ибо все зло от него родилось: оно сильнее демона приводит в неистовство души, коими овладевает, заставляет забыть все — и себя, и ближнего, и законы природы, отнимает даже ум и делает сумасшедшими...»

Было ли в этом случае сознательное отречение от Христа? Конечно, не было. Так же, как и не было сознательного поклонения сатане. Иуда, одержимый страстью, пребывал в безумии, но безумии добровольном, ибо и не пытался совладать со своей страстью.

«Заметьте и вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и имения лишился, и согрешил? Как и сребролюбием не насладился, и душу погубил? Таково тиранство сребролюбия», — заключает святитель Иоанн Златоуст...

Тяжким искушениям подвергались и многие подвижники, искренне стремившиеся к святой жизни. К находившемуся в затворе преподобному Исаакию Печерскому явилось множество демонов в виде светлых ангелов. Один из них принял вид Христа и сиял более других, остальные потребовали от подвижника поклонения ему. Вверившийся видению Исаакии, поклонением, подобающим единому Богу и возданным дьяволу, подчинил себя бесам, которые измучили его насильственным телодвижением (плясанием) до полусмерти. Два года был он расслаблен умом и телом. На третий год стал учиться ходить, как дитя, и начал понемногу принимать пищу. С большим трудом освободился подвижник от страшного впечатления, произведенного на него явлением и действием бесов... Впоследствии преподобный Исаакии достиг высоких мер святости (его спасла особая благодать Божия за молитвы ухаживавших за ним преподобных Антония и Феодосия Печерских. — авт.). 341

Многие из святых и искусных отцов были обмануты бесами, хитро скрывающими свою ложь и тьму призраками истины и света, — пишет святитель Игнатий Брянчанинов, — тем удобнее и непонятнее могут быть обмануты люди ныне» 342.

Как видно из последнего рассказа, у преподобного Исаакия никто не требовал сознательного отречения от Христа. Подвижник поклонился бесу, который принял вид Христа. Точно так же антихрист примет вид Христа и будет выдавать себя за Христа. Поэтому большинство христиан, живущих по духу мира сего, водимых плотским мудрованием, а не духовным разумом, не увидит обмана и примет антихриста за Христа. Почему святитель Игнатий Брянчанинов и пишет: «Иноки Соловецкого монастыря передают ответ преподобного Зосимы, данный старцем ученикам, которые вопросили его о том, как узнать антихриста, когда он придет? Преподобный сказал: «Когда услышите, что пришел на землю или явился на земле Христос: то знайте, что это — антихрист!» Ответ самый точный! Мир, или человечество, не узнает антихриста: оно признает его Христом, будет провозглашать Христом» 343.

Опираясь на творения преподобных Макария Великого, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, святителя Иоанна Златоуста и других отцов Церкви, святитель Игнатий дает характеристику антихристу и его времени:

«Пред вторым пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). В особенности сам антихрист будет обильно расточать чудеса, поражать и удовлетворять ими плотское мудрование и невежество: он даст им знамение с неба (Мк. 8, 11), которого они ищут и жаждут...

Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе...» 344.

Вот эти человекоорудия лукавого и примут антихриста сознательно. В наши дни их более чем достаточно. Это проповедники антихристова «нового мирового порядка», ставленники Мирового правительства, занимающие должности президентов, премьер-министров, просто министров, парламентариев, это «олигархи» и владельцы средств массовой дезинформации, ведущие журналисты, представители творческой и научной интеллигенции, религиозные лидеры — словом, все, желающие попасть в «новую элиту» глобального информационного общества. Они уже давно сознательно уверовали в ложные чудеса Мирового оккультно-информационного правительства, а ныне словом и делом воспевают сказочные преимущества «глобального рая» — информационно-сотового или сетевого общества, которое для оставшихся в живых после плановых «зачисток» жителей планеты станет электронным концлагерем.

Теперь вновь вернемся к слову богоносного святителя Игнатия: «Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих. Причина сильного влияния антихриста на человеков будет заключаться в его адском коварстве и лицемерии, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло... в обильнейшем содействии ему падших духов... Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания; непонимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему... Явит себя антихрист кротким, милостивыми исполненным любви, исполненным всякой добродетели, признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия. Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благоденствия, предложит почести, богатство и великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкою...» 345.

В этих строках святителя ясно показано, что «сын погибели» будет во всем подражать Христу. Именно через обольщение он получит признание людей, называющих себя христианами, но тяготеющих к земному благоденствию.«Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему...» 346 — пишет святитель Игнатий.