«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Уже совершенно очевидно, что выстраиваемая ныне этап за этапом всемирная система жизнеобеспечения направлена в первую очередь на духовное порабощение человеков. Можно ли говорить о том, что в таком обществе возможно неизменное пребывание человека в благодатной свободе? Сможет ли в нем христианин жить в строжайшем соответствии со всеми требованиями своего звания? Увы! В системе электронного концлагеря все должны будут активно соучаствовать в беззаконии по правилам, установленным богоборцами. Поэтому более чем странно слышать от некоторых священнослужителей и богословов легкомысленные заявления: «Ну что такого, если мне какие-то цифры лазерным способом на челе и на деснице напишут? Бог Своих узнает, а предательства Бога в этом нет, хотя и противно...» или «Да меня хоть всего чипами обвешай! Главное — внутренне веровать...»

Старец Паисий Святогорец говорит по этому поводу: «Такие мнения являются прелестью... Тебя так просто не оставят, все слишком закручено... Они тебе скажут: «Веруй, как хочешь». А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Получается: я тебя возьму, куда хочу, а ты верь, во что хочешь. Это и есть их сатанинская система...» 365 366

Здесь уместно вспомнить, что даже великие святые подвижники, которые жили во времена истинного расцвета внутреннего христианства, до последних мгновений своей земной жизни трепетали и боялись, что не спасутся. Демоны могут искушать праведную душу даже после ее исхода из тела. Яркий пример тому — житие преподобного и богоносного отца нашего Макария Великого, который достиг высот христианского совершенства и был воистину избранным сосудом благодати Божией. Тем не менее попущено было ему испытание и после блаженной кончины: «Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: «О, какой славы сподобился ты, Макарий!» Святой отвечал бесам: «Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал». Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: «Действительно избежал ты наших рук, Макарий!» Но он сказал: «Нет, но надобно и еще избежать». И когда преподобный был уже во вратах рая, бесы, с сильным воплем, кричали: «Избежал нас, избежал...» Только тогда Макарий громким голосом ответил бесам: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней»» 367

Отсюда видно, с каким вниманием должно шествовать душе по мысленному пути. Тем более никак нельзя необдуманно ввергать себя в искушения. Подобную практику святые отцы называют духовным безумием. «Не заходи, брат, в тину брения и удаляйся от людей, ходящих бесстрашно... а увлекаться бесовскими помыслами — то же, что смерть» 368 — назидает ищущих спасения преподобный Ефрем Сирин. А блаженный епископ Варнава (Беляев) добавляет: «Иногда просто диву даешься той великой наглости бесов, с какою они предлагают человеку приманку, почти даже не скрывая от него, в какую бездну она его заведет. Все равно как глупому голавлю рыбак подсовывает под нос вместо живой мухи пустой крючок с пушинкой. И клюет...» 369

Электронное имя, электронные документы, электронное досье, электронная подпись, электронные деньги... электронное правительство... Для чего все это? Да для того, чтобы человек остался один на один с безжалостной, бесчеловечной компьютерной системой, которой будут управлять бесочеловеки. Клюнувший на приманку видимых удобств, мифических льгот, скидок, кредитов, неправедных годовых процентов и призрачной безопасности, поверивший льстивым обещаниям «новых пророков», добровольно отдает себя в электронное рабство.

«Итак, за «совершенной системой кредитных карточек», за компьютерной безопасностью кроется всемирная диктатура, кроется иго антихриста», — остается напомнить читателю предупреждение духоносного старца Паисия Святогорца. Современные богословы говорят о том, что пока антихрист не воцарится явно, православным нечего бояться и не следует ни о чем беспокоиться. В то же время еще в 1954 году святитель Аверкий (Таушев) пишет: «Отгонять от себя мысль о приходе антихриста — это как раз в его интересах, и это очень опасно. Такой уже наполовину в его руках и, конечно, поклонится ему, когда тот придет, оказавшись в числе его верных служителей. Самого антихриста мы пока не видим, но дух его явно водворяется и уже господствует в мире. Многочисленные предтечи антихриста с громадной энергией готовят его приход, его торжество, его воцарение в человечестве... Они — носители духа антихристова, и их задача — подготовить подходящую почву дли прихода антихриста, создать благоприятствующие его явлению в мир условия» 370

Не следует также забывать, что попущением Божиим в мире действует главный организатор, режиссер и сценарист пришествия антихриста — сатана. Под его непосредственным руководством ведут свою тайную и явную работу предтечи «сына погибели» — носители и распространители духа антихриста. Эта богоборческая работа ведется с апостольских времен, но только в наши дни приоткрывается таинственный смысл некоторых событий, описанных в Апокалипсисе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Блаженной памяти святитель Аверкий (Таушев) пишет об этой книге:

«Апокалипсис, или, в переводе с греческого, Откровение святого Иоанна Богослова, есть единственная пророческая книга Нового Завета. Она является естественным завершением всего круга новозаветных священных книг. Апокалипсис — книга таинственная, весьма трудно поддающаяся правильному пониманию и истолкованию, вследствие чего уставом церковным не положено чтений из нее во время Богослужения. Но вместе с тем именно этот таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры и верующих христиан, и просто пытливых мыслителей на протяжении новозаветной истории человечества, пытающихся разгадать смысл и значение загадочных видений, описанных в ней...

Начиная Апокалипсис, святой Иоанн сам указывает на главный предмет и цель его написания — показать ... чему надлежит быть вскоре (1, 1).

Таким образом, главный предмет Апокалипсиса составляет таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира. С самого начала своего существования Церковь Христова должна была вступить в тяжкую борьбу с заблуждениями иудейства и язычества с целью доставить торжество Божественной Истине, принесенной на землю воплотившимся Сыном Божиим, и через это даровать человеку блаженство и жизнь вечную. Целью Апокалипсиса и является — изобразить эту борьбу Церкви и Торжество Ее над всеми врагами; показать наглядно гибель врагов Церкви и прославление верных чад Ее. Это особенно важно и нужно было для верующих в те времена, когда начинались страшные кровавые гонения на христиан, чтобы дать им утешение и ободрение в постигших их скорбях и тяжких испытаниях. Эта наглядная картина брани темного царства сатаны с Церковью и конечной победы Церкви над древним змием (12, 9) нужна для верующих всех времен, все с той же целью утешения и подкрепления их в борьбе за истину Христовой веры, какую им постоянно приходится вести со служителями темных адских сил, стремящихся в своей слепой злобе уничтожить Церковь...

Не может быть, однако, сомнений, что в течение всей минувшей христианской истории исполнилось уже немало предсказаний святого Тайновидца Иоанна о грядущих судьбах Церкви и мира, но нужна большая осторожность в применении апокалиптического содержания к историческим событиям, и нельзя слишком злоупотреблять этим. Справедливо замечание одного толкователя, что содержание Апокалипсиса только постепенно будет становиться понятным, по мере наступления событий и исполнения пророчеств, в нем предреченных...» 371

Ученик святителя Аверкия, выдающийся подвижник нашего времени иеромонах Серафим Роуз отмечает: «Мы должны читать эту книгу богобоязненно, не полагаясь на собственный разум... Эта книга состоит из череды очень сложных видений... некоторые видения — о прошлом, некоторые — о настоящем, а некоторые — о будущем...

Чтобы дать всю картину конца мира, некоторые видения, например, война Ангелов на небе (12, 7), касаются событий, которые произошли еще до начала мира... Так, нельзя сказать, что все события в хронологическом порядке... Проследить здесь какую-то хронологию абсолютно невозможно. Книга Апокалипсис — это не просто хронология будущих событий, а мистическое видение всей истории Церкви Христовой, и только иногда здесь даются видения будущих событий. Имеется также много различных степеней толкования видений в этой книге. Так, за исключением очень немногих примеров, невозможно сказать, что один образ соответствует какому-то одному реальному событию — за одним образом может стоять много различных событий... Один Отец говорит, что это значит одно, другой Отец говорит, что это означает еще что-то, еще один может сказать, что это значит что-то другое, и все эти три разных толкования вполне могут быть верными, потому что однозначного соответствия образов реальности не существует...

Наше чтение Апокалипсиса должно отличаться не страстной взволнованностью, а разумными опасениями... Кажется, мы действительно живем в последние дни существования мира, когда пророчества Апокалипсиса, относящиеся к концу света, начинают сбываться...