«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

С бесконечным укором и тихой печалью смотрят ныне сонмы небожителей на современных православных христиан, которые внешне прославляют их, но не следуют им своими делами и самой жизнью. Православие не может жить и развиваться «в колбе», молчаливо соглашаясь с окружающим его злом. Не грозным ли знамением последних времен является то, что русский православный народ впал в глубокий духовный сон, уподобившись девам неразумным (Мф. 25, 2-3)? Более того, явились наглые ругатели, кричащие: Где обетование пришествия Его? (2 Пет. 3, 4). Тон в обществе задают люди, ненавидящие Христа и все русское. Они-то и увлекают за собой беспечное, равнодушное большинство. Об этом красноречиво свидетельствует блаженный епископ Варнава (Беляев): «А «серая масса», та в личной жизни — вечно в хлопотах и заботах, потому что ум не может ясно разобраться и предвидеть даже хозяйственные надобности, а в общественной — как послушное и бессмысленное стадо баранов, идет вслед за теми, в которых верует и которые, сами будучи слепы, ведут ее прямо к гибели. Ибо никогда ведь не ведут ее вслед Христа...» 427

«Бог навел на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юных, немощи стариков, молодости детей. Крепость воевод и князей наших исчезла. Храбрецы наши, исполнившись страха, бежали... А величие наше смирилось, красота наша погибла. Богатство наше досталось врагам... Труд наш поганые наследовали. Земля наша стала достоянием иноплеменников...

Страшно, дети, подпасть под гнев Божий. Чего не навлекли на себя? Какой казни от Бога не восприняли?... Кто же нас до этого довел? — Наше безверье и наши грехи, наше преслушание и нераскаянность наша!.. Не обратились мы к Господу, не раскаялись в наших грехах, не отступились от злых своих нравов, не очистились от скверны греховной... Вот почему не кончается злое мучение наше: зависть умножилась, злоба нас держит в покорстве, тщеславие ум нам вознесло, к ближним вражда вселилась в наши сердца, ненасытная жадность поработила... Господь сотворил нас великими, мы же своим ослушанием превратили себя в ничтожных» 428, — а эти слова были сказаны еще в XIII веке святителем Серапионом, епископом Владимирским в проповедях, произнесенных в Успенском соборе перед Владимирскою иконою Божиеи Матери. истории многое повторяется, и происходящие сегодня события имеют достаточно древние корни.

Об этом убедительно говорит святитель Аверкий (Таушев): «Судьбы каждого народа, как и судьбы каждого отдельного человека, несомненно, — в руках Божиих. И каждый народ имеет свою особую, указанную ему Богом миссию, свое призвание. Уклонение от этой миссии неизбежно влечет за собой катастрофу, ибо никто не может безнаказанно идти против воли Божией. У русского народа была своя высокая миссия, несомненно, Богом ему определенная — быть хранителем истинной веры в мире, быть светочем Святого Православия для всего остального человечества. И пока русский народ сознавал величие этой своей миссии, пока он дорожил своим Святым Православием, он благополучно выходил из всех постигавших его исторических потрясений...

Но, увы! Слишком соблазнительными показались русскому человеку приманки глубокоземной западной культуры, потакавшей всем низменным страстям и похотям падшего человека. Падать вниз, катиться по наклонной плоскости всегда легче, чем держаться на высоте своего положения, своего призвания. Вот мы и покатились!... И хотя внешняя, чисто земная культура у нас продолжала развиваться и совершенствоваться, — зато внутренняя культура православно-христианского духа стала быстро улетучиваться. Со времен Петра мы начали заимствовать с Запада и пересаживать на благодарную, черноземную русскую почву все, что попало, без всякого разбора. «Все хорошо, что не наше» — стало лозунгом русского общества XVIII века, а наше исконное родное, вплоть до святынь нашей веры, оплевывалось и высмеивалось...

Конечно, все это происходило не случайно, не делалось само собой. Особые темные силы, которым ненавистна была наша Родина, как оплот истинной веры на земле, веры православной, систематически работали над тем, чтобы развратить наши молодые поколения и сделать Святую Русь жребием сатаны. Но досадно и до глубины души больно за тех наивных и неразумных русских людей, которые и тогда не понимали, да и теперь еще не понимают, кто, как и зачем толкал русский народ в пропасть безверия и разврата... Не время ли, не пора ли, хоть теперь, прозреть всем и каждому?!» 429

Не об этом ли говорили и многие другие великие подвижники веры и благочестия последних времен? Слепое следование в фарватере Запада есть для русского народа прямой путь в погибель, как в земной жизни, так и в вечности. Но доныне отвергает народ-богоносец юродство Креста, очередной раз попавшись на удочку «бытоулучшителей», антихристов дух которых обличал еще преподобный Серафим Саровский. А те, кому Господь вверил судьбы народа Божия, не только молчат об истине, но и проповедают ложное послушание и ложное смирение перед силами мирового зла. Как можно оправдывать построение электронного концлагеря, да еще и загонять в него неразумных «малых сих»?! А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18, 6). Если по ложному пути идет пастырь, то и стадо, слепо доверяющее ему, следует в погибель...

И здесь необходимо отметить еще одно вредное мнение, попавшее на страницы Итогового документа VII Пленума Синодальной богословской комиссии: «Времена и сроки положил в Своей власти Господь Бог Отец, а остановить Промысл Божий или изменить его не в силах никакая самая могущественная рука. И нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить» 430

Однако иначе говорят об этом святые отцы, подтверждая слова свои словами Священного Писания. Вот как пишет о судах Промысла Божия святитель Игнатий Брянчанинов: «Бог изменял Свои определения, объявленные чрез святых пророков, как то пророчество Ионы о ниневетянах (Иона. 3, 10); Илии об Ахаве (3 Цар. 21, 29); Исайи о Езекии (4 Цар. 20, 1-11)» 431.

Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Господь Бог Отец изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целые народы оставляли греховную жизнь, вступали на путь покаяния и своими делами обретали оправдание в очах Божиих. Подобных примеров можно привести множество. Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двое душные... Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4, 7-10), — так говорит святой апостол Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимской Церкви, которого необыкновенно уважали даже иудеи из числа не уверовавших во Христа. Эти слова святого апостола воистину относятся к нашему времени. В них все предельно ясно. Что значит покориться Богу? По слову преподобного аввы Антония Великого, это значит исполнять волю Божию во всякое мгновение. Как можно приблизиться к Богу? — Только в духе истины и любви. Посему авва Антоний и говорит: «Будем славословить Его во истине и правде». Что значит смириться пред Господом? И на этот вопрос отвечает великий пустынножитель: «Будем веровать в Него от всего сердца нашего, и жительствовать по заповедям Его, потому что вера без дел мертва (Иак. 2, 26)». 432

Итак, истинное смирение есть смирение перед Единым Господом, но не перед духом лукавым и прелюбодейным, не перед злом и не перед человеками, какие бы они высокие должности ни занимали, какой бы высокий сан ни носили! Эти слова относятся и к истинному послушанию. «Истинное послушание — послушание Богу, Единому Богу... Все духовное преуспеяние заключается в том, чтобы сердце, отрекшись переменчивых, бестолковых законов, — правильнее, — беззакония своей воли (а уж тем более внушений и воли лукавого и его человекоорудий. — авт.), приняло законы Евангелия, всюду подчинялось им. Истинное послушание — в уме и сердце... Живем в трудное время! Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих. Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди!» 433 — сказал еще полтора столетия назад Игнатий Брянчанинов. И еще: «Напрасно Ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умервщление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец...

Великие Отцы признавали «послушание иноческое» особенным даром Святого Духа... И совершали его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны... Все мимопроходящие, то есть бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов... О слепых же вождях и ими водимых сказал Господь: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15, 14)» 434

Итак, послушание это, прежде всего, добродетель иноческая, выражающаяся в подчинении воли ученика воле наставника, обладающего особыми дарами Духа Святаго Божия. То есть через духоносного наставника Духом Святым ученику возвещается воля Божия. Если же воля наставника противоречит учению Евангелия и святых отцов, заповедям Божиим и Божественному Промыслу, то наставник и послушник его находятся в прелести и исполняют волю бесов. Необходимо отметить, что послушанием называется также какое-либо порученное дело или служение, которое выполняет член монастырской братии. Например, послушание пекаря, гостинника, духовника и прочее. Истинное же послушание Единому Богу — это дар Божий человеку, обладающему свободой воли, свободой выбора. Это не смирение забитой овцы, а основанное на взаимной любви, добровольное стремление человека к богоуподоблению. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 16-18), — вещает Духом Святым Божиим апостол любви Иоанн Богослов. При этом надо понимать, что способность любви всегда предполагает и возможный отказ от любви — в противном случае человек был бы лишен возможности стать существом совершеннейшим. Господь наш Иисус Христос никого не призывает к Себе насильно, но предупреждает: ...кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

Толкование святителя Иоанна Златоуста на эти слова Евангелия говорит: «Хотя бы ты и ничего не делал враждебного Ему, но если равнодушно относишься к своему спасению, если можешь, но не хочешь содействовать спасению ближних твоих, то ты не собираешь со Христом, а если не собираешь, то — расточаешь, значит — идешь против Христа... Какое грозное предостережение всем нерадивым!..» 435