«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И здесь необходимо отметить еще одно вредное мнение, попавшее на страницы Итогового документа VII Пленума Синодальной богословской комиссии: «Времена и сроки положил в Своей власти Господь Бог Отец, а остановить Промысл Божий или изменить его не в силах никакая самая могущественная рука. И нам не удастся ни приблизить это время, ни предотвратить» 430

Однако иначе говорят об этом святые отцы, подтверждая слова свои словами Священного Писания. Вот как пишет о судах Промысла Божия святитель Игнатий Брянчанинов: «Бог изменял Свои определения, объявленные чрез святых пророков, как то пророчество Ионы о ниневетянах (Иона. 3, 10); Илии об Ахаве (3 Цар. 21, 29); Исайи о Езекии (4 Цар. 20, 1-11)» 431.

Во всех упомянутых святителем Игнатием случаях Господь Бог Отец изменял гнев на милость после того, как отдельные личности или же целые народы оставляли греховную жизнь, вступали на путь покаяния и своими делами обретали оправдание в очах Божиих. Подобных примеров можно привести множество. Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двое душные... Смиритесь пред Господом, и вознесет вас (Иак. 4, 7-10), — так говорит святой апостол Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимской Церкви, которого необыкновенно уважали даже иудеи из числа не уверовавших во Христа. Эти слова святого апостола воистину относятся к нашему времени. В них все предельно ясно. Что значит покориться Богу? По слову преподобного аввы Антония Великого, это значит исполнять волю Божию во всякое мгновение. Как можно приблизиться к Богу? — Только в духе истины и любви. Посему авва Антоний и говорит: «Будем славословить Его во истине и правде». Что значит смириться пред Господом? И на этот вопрос отвечает великий пустынножитель: «Будем веровать в Него от всего сердца нашего, и жительствовать по заповедям Его, потому что вера без дел мертва (Иак. 2, 26)». 432

Итак, истинное смирение есть смирение перед Единым Господом, но не перед духом лукавым и прелюбодейным, не перед злом и не перед человеками, какие бы они высокие должности ни занимали, какой бы высокий сан ни носили! Эти слова относятся и к истинному послушанию. «Истинное послушание — послушание Богу, Единому Богу... Все духовное преуспеяние заключается в том, чтобы сердце, отрекшись переменчивых, бестолковых законов, — правильнее, — беззакония своей воли (а уж тем более внушений и воли лукавого и его человекоорудий. — авт.), приняло законы Евангелия, всюду подчинялось им. Истинное послушание — в уме и сердце... Живем в трудное время! Оскуде преподобный от земли, умалишася правды от сынов человеческих. Настал глад слова Божия! Ключи разумения у книжников и фарисеев! — Сами не входят и возбраняют вход другим! Христианство и монашество при последнем издыхании! Образ благочестия кое-как, наиболее лицемерно поддерживается; от силы благочестия отреклись, отверглись люди!» 433 — сказал еще полтора столетия назад Игнатий Брянчанинов. И еще: «Напрасно Ваше желание — находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умервщление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец...

Великие Отцы признавали «послушание иноческое» особенным даром Святого Духа... И совершали его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны... Все мимопроходящие, то есть бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов... О слепых же вождях и ими водимых сказал Господь: Слепец же слепца аще водит, оба в яму впадетася (Мф. 15, 14)» 434

Итак, послушание это, прежде всего, добродетель иноческая, выражающаяся в подчинении воли ученика воле наставника, обладающего особыми дарами Духа Святаго Божия. То есть через духоносного наставника Духом Святым ученику возвещается воля Божия. Если же воля наставника противоречит учению Евангелия и святых отцов, заповедям Божиим и Божественному Промыслу, то наставник и послушник его находятся в прелести и исполняют волю бесов. Необходимо отметить, что послушанием называется также какое-либо порученное дело или служение, которое выполняет член монастырской братии. Например, послушание пекаря, гостинника, духовника и прочее. Истинное же послушание Единому Богу — это дар Божий человеку, обладающему свободой воли, свободой выбора. Это не смирение забитой овцы, а основанное на взаимной любви, добровольное стремление человека к богоуподоблению. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 16-18), — вещает Духом Святым Божиим апостол любви Иоанн Богослов. При этом надо понимать, что способность любви всегда предполагает и возможный отказ от любви — в противном случае человек был бы лишен возможности стать существом совершеннейшим. Господь наш Иисус Христос никого не призывает к Себе насильно, но предупреждает: ...кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30).

Толкование святителя Иоанна Златоуста на эти слова Евангелия говорит: «Хотя бы ты и ничего не делал враждебного Ему, но если равнодушно относишься к своему спасению, если можешь, но не хочешь содействовать спасению ближних твоих, то ты не собираешь со Христом, а если не собираешь, то — расточаешь, значит — идешь против Христа... Какое грозное предостережение всем нерадивым!..» 435

Только нерадением о спасении собственном и спасении ближних можно объяснить упорное нежелание определенной части священнослужителей внять голосу истины и услышать тех, чья любовь вопиет о творящемся беззаконии, несомненно угрожающем спасению миллионов верующих людей в России. «У истины не может быть внешнего критерия, — пишет профессор В.Н. Лосский, — она очевидна сама по себе в силу некой внутренней достоверности, данной в большей или меньшей мере всем членам Церкви, ибо все призваны познавать, хранить и защищать истины веры» 436.

В другом своем труде Владимир Николаевич говорит: «Обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за нее в первую очередь в силу принадлежащей им власти. Мирянину же даже вменяется в обязанность противиться епископу, который предает истину и перестает хранить верность христианскому Преданию. Ибо соборность — это не абстрактный универсализм доктрины, предписанной иерархией, а живое Предание, хранимое всегда, всюду и всеми...» 437.

К превеликому сожалению сегодняшняя жизнь Русской Православной Церкви характеризуется полным отсутствием соборности, что практически привело ее к устроению по католическому образцу. И выражается это в оскудении любви, которое, по слову Самого Спасителя, является одним из знамений последнего времени (Мф. 24, 12). Насколько отдалилась иерархия РПЦ от идеала своего служения, показывают слова святого апостола Павла: Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса (2 Кор. 4,5). Вспоминаются здесь и слова Самого Господа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). О том, много ли сегодня таких пастырей, каждый может судить самостоятельно...

В Итоговом документе VII Пленума Синодальной богословской комиссии приводятся слова священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохииского, из его послания к мирнянам: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» 438.

Здесь надо обязательно помнить, что в те времена, когда священномученик Игнатий писал свои послания, быть христианином значило быть святым. Как правило, тогда епископами были мужи апостольские — ученики апостолов и прямые их преемники. Многих из них сподобил Господь высшего Своего дара — мученического венца. Поэтому уместно напомнить читателю слова из послания святого Игнатия Богоносца к римлянам, которые хотели спасти его от мученичества. Послание это было написано священномучеником Игнатием около 110 года от Рождества Христова, когда везли святого на казнь из Антиохии в Рим: «...Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым...

Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, любые муки диавола придут на меня, — только бы достигнуть мне Христа...

Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру... Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего...