«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремление к Богу. Пусть же никто из вас не помогает ему. Лучше будьте моими, то есть Божиими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая (то есть Дух Святый Божий, укрепляющий в страданиях мучеников. — авт.), говорящая во мне, взывает мне извнутри: «Иди к Отцу». Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни...

Не хочу более жить жизнию человеков. А это исполнится, если вы захотите. Захотите же, прошу вас, чтобы и вы снискали себе благоволение... Поверьте мне; а Иисус Христос — неложные уста, которыми истинно глаголал Отец, — откроет вам, что я говорю истину. Молитесь о мне, чтобы я достиг. Не по плоти я написал вам это, но по разуму Божию...

Поминайте в молитве вашей Церковь сирскую: у ней вместо меня, пастырь теперь Бог. Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша... Приветствует вас дух мой... Укрепляйтесь до конца в терпении Иисуса Христа. Аминь» 439

Можно ли равнодушно читать эти строки? Сам Господь Бог Дух Святый говорит устами священномученика Игнатия! Воистину, где будет такой епископ, там должен быть и народ... Пока же остается только молить Господа, чтобы явил Он по неизреченной милости Своей таких архипастырей и в Русской Православной Церкви. Для них и слова из послания святого Игнатия Богоносца к своему другу, священномученику Поликарпу, епископу Смирнскому, ученику апостола любви Иоанна Богослова: «...Умоляю тебя благодатию, которою облечен ты, — ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спастись... Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь... Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения...

Если любишь только добрых учеников, — еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостию. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем; острые боли утешай прохладительными примочками. Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь. Для того ты вместе и телесен, и духовен, чтобы ласково принимал и то, что является тебе наружно, но молись, чтобы открыто было тебе и сокровенное, дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием...

Ничего не должно быть без твоей воли, но и ты ничего не делай без воли Божией... Стой твердо! Собрания пусть бывают чаще. Созывай всех до одного...

Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божий домостроители, и домочадцы, и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами, как щит; вера — как шлем; любовь — как копье; терпение — как полное вооружение. Взносом вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую вам прибыль. Итак, будьте долготерпеливы друг к другу с кротостию, как Бог долготерпелив к вам...» 440

В приведенных словах священномученика Игнатия — образ истинного епископа и образ истинной Церкви, жизнь которой зиждится на взаимной любви всех ее членов. Играет сердце и радуется от одной мысли, что когда-то такое было возможно — братское единение епископа, клира и мирян, а посреди этого братства — сам Господь, споспешествующий ему во всем Своею благодатию...

Старцы говорят, что теперь такое чудо явит Бог во времена антихриста, когда все официальные церковные организации окончательно признают власть «сына погибели», чтобы сохранить свой статус и видимое присутствие в мире. Тогда истинно православные иерархи, духовенство, монашествующие и миряне, которые возжелают остаться верными Христу, будут вынуждены отказаться от формальной связи с любой внешней, видимой, церковной организацией. Но именно это, верное Христу меньшинство, будет той самой Церковью, которую никогда врата ада не одолеют (Мф. 16, 18). Именно эта Церковь будет являть собою Тело Христово и будут блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Апок. 19, 9). Именно в этой Церкви будет пребывать Дух Святый Божий — Дух Истины и Любви. В ответе на письмо одного из своих корреспондентов святой мученик Михаил Новоселов пишет: «Что разумеете Вы под словами: Церковь Христова? Разумеете Вы одну только организацию, или же разумеете Организм? Есть ли у Вас вообще представление об общине, как об Организме? Если Вы такого представления не имеете, то применять к организации наименование Церковь не следует, ибо это только порождает недоразумения. Лучше называть партией, обществом, общиной и тому подобное. Тогда и вопрос явится в гораздо более определенной форме, а именно: похожа ли современная нам православная партия или община на первобытную партию, организацию или общину христианскую? И я отвечаю: нисколько не похожа! Затруднение тут только в том, что судить об организации, в которую входят сотни миллионов, трудно. Но все же ответ остается тот же: нисколько не похожа!

Но если мы станем на точку зрения Благовествования и признаем, что Церковь есть именно Церковь — храм живущего в ней Святаго Духа, Тело Христово и живой Организм, — то все представление наше меняется, а вопрос утрачивает всякий смысл. Утрачивает потому, что в нем нет вопроса! Представьте себе, что ныне при нас наступило бы то, что непременно наступит и сбудется: что из 100 епископов 99 отрекутся от Православия, а из 80-ти миллионов отрекутся от него 79 миллионов 999900 человек. Что же из этого? Да ровно ничего! Это дело очень бы касалось отрекшихся, но Церкви вовсе бы не касалось. Как она была Телом Христовым и Новым Организмом, — такой бы и осталась...

Православие одно и неизменно! Всегда было, есть и будет едино. Тело Христово одно... Полнота Истины всегда содержалась и содержится в этом Теле» 441

Как обрести эту Истину ныне? И на этот вопрос отвечает святитель Игнатий Брянчанинов: «Нашему времени дан другой подвиг (в отличие от ложного послушания. — авт.), сопряженный с многими трудностями и преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие — ни днем, ни при солнечном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны в руководство Священное и Святое Писание: это прямо говорят святые Отцы позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних, именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте, чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! Он сопряжен с мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа праведника томилась при виде непрестанного и необузданного любодеяния. И мы томимся, отовсюду окруженные умами, нарушившими верность истине, вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистию против писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулою, клеветою и насмешкою адскою. Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его взвешены и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое время...» 442.

«Руководство писаниями отеческими сделалось уже единственным руководством ко спасению по конечном оскудении наставников. Кто подчинится этому руководству, того можно считать уже спасенным; кто же водится собственными разумениями или учением лжеучитилей, того должно признать погибшим...

Познав путь ко спасению, не останавливайтесь вступить на него. Заключите блаженный завет, союз со святою Истиною; положите в душе вашей пребывать верным во всю жизнь Истине. От одного этого благого намерения прольется в ваше сердце легкость, радость, сила — свидетели принятой святой Истины» 443.