«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Только нерадением о спасении собственном и спасении ближних можно объяснить упорное нежелание определенной части священнослужителей внять голосу истины и услышать тех, чья любовь вопиет о творящемся беззаконии, несомненно угрожающем спасению миллионов верующих людей в России. «У истины не может быть внешнего критерия, — пишет профессор В.Н. Лосский, — она очевидна сама по себе в силу некой внутренней достоверности, данной в большей или меньшей мере всем членам Церкви, ибо все призваны познавать, хранить и защищать истины веры» 436.

В другом своем труде Владимир Николаевич говорит: «Обязанность защищать истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине, хотя епископы ответственны за нее в первую очередь в силу принадлежащей им власти. Мирянину же даже вменяется в обязанность противиться епископу, который предает истину и перестает хранить верность христианскому Преданию. Ибо соборность — это не абстрактный универсализм доктрины, предписанной иерархией, а живое Предание, хранимое всегда, всюду и всеми...» 437.

К превеликому сожалению сегодняшняя жизнь Русской Православной Церкви характеризуется полным отсутствием соборности, что практически привело ее к устроению по католическому образцу. И выражается это в оскудении любви, которое, по слову Самого Спасителя, является одним из знамений последнего времени (Мф. 24, 12). Насколько отдалилась иерархия РПЦ от идеала своего служения, показывают слова святого апостола Павла: Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса (2 Кор. 4,5). Вспоминаются здесь и слова Самого Господа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец (Ин. 10, 11). О том, много ли сегодня таких пастырей, каждый может судить самостоятельно...

В Итоговом документе VII Пленума Синодальной богословской комиссии приводятся слова священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохииского, из его послания к мирнянам: «Все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте как заповедь Божию. Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь» 438.

Здесь надо обязательно помнить, что в те времена, когда священномученик Игнатий писал свои послания, быть христианином значило быть святым. Как правило, тогда епископами были мужи апостольские — ученики апостолов и прямые их преемники. Многих из них сподобил Господь высшего Своего дара — мученического венца. Поэтому уместно напомнить читателю слова из послания святого Игнатия Богоносца к римлянам, которые хотели спасти его от мученичества. Послание это было написано священномучеником Игнатием около 110 года от Рождества Христова, когда везли святого на казнь из Антиохии в Рим: «...Умоляю вас: не оказывайте мне неблаговременной любви. Оставьте меня быть пищею зверей и посредством их достигнуть Бога. Я — пшеница Божия: пусть измелют меня зубы зверей, чтоб я сделался чистым хлебом Христовым...

Теперь только начинаю быть учеником. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержит меня прийти к Иисусу Христу. Огонь и крест, толпы зверей, рассечения, расторжения, раздробления костей, отсечение членов, сокрушение всего тела, любые муки диавола придут на меня, — только бы достигнуть мне Христа...

Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Хочу быть Божиим: не отдавайте меня миру... Дайте мне быть подражателем страданий Бога моего...

Князь века сего хочет обольстить меня и разрушить мое желание, устремление к Богу. Пусть же никто из вас не помогает ему. Лучше будьте моими, то есть Божиими. Не будьте такими, которые призывают Иисуса Христа, а любят мир... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая (то есть Дух Святый Божий, укрепляющий в страданиях мучеников. — авт.), говорящая во мне, взывает мне извнутри: «Иди к Отцу». Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни...

Не хочу более жить жизнию человеков. А это исполнится, если вы захотите. Захотите же, прошу вас, чтобы и вы снискали себе благоволение... Поверьте мне; а Иисус Христос — неложные уста, которыми истинно глаголал Отец, — откроет вам, что я говорю истину. Молитесь о мне, чтобы я достиг. Не по плоти я написал вам это, но по разуму Божию...

Поминайте в молитве вашей Церковь сирскую: у ней вместо меня, пастырь теперь Бог. Один Иисус Христос будет епископствовать в ней и любовь ваша... Приветствует вас дух мой... Укрепляйтесь до конца в терпении Иисуса Христа. Аминь» 439

Можно ли равнодушно читать эти строки? Сам Господь Бог Дух Святый говорит устами священномученика Игнатия! Воистину, где будет такой епископ, там должен быть и народ... Пока же остается только молить Господа, чтобы явил Он по неизреченной милости Своей таких архипастырей и в Русской Православной Церкви. Для них и слова из послания святого Игнатия Богоносца к своему другу, священномученику Поликарпу, епископу Смирнскому, ученику апостола любви Иоанна Богослова: «...Умоляю тебя благодатию, которою облечен ты, — ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спастись... Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь... Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда, там больше и приобретения...

Если любишь только добрых учеников, — еще нет тебе за это благодати: лучше худых покоряй кротостию. Не всякая рана врачуется одним и тем же пластырем; острые боли утешай прохладительными примочками. Во всем будь мудр, как змея, и незлобив, как голубь. Для того ты вместе и телесен, и духовен, чтобы ласково принимал и то, что является тебе наружно, но молись, чтобы открыто было тебе и сокровенное, дабы не иметь ни в чем недостатка, напротив, с избытком обладать всяким дарованием...

Ничего не должно быть без твоей воли, но и ты ничего не делай без воли Божией... Стой твердо! Собрания пусть бывают чаще. Созывай всех до одного...

Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божий домостроители, и домочадцы, и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, от Кого получаете и содержание. Пусть никто из вас не будет перебежчиком. Крещение пусть остается с вами, как щит; вера — как шлем; любовь — как копье; терпение — как полное вооружение. Взносом вашим пусть будут дела ваши, чтобы после получить вам следующую вам прибыль. Итак, будьте долготерпеливы друг к другу с кротостию, как Бог долготерпелив к вам...» 440