«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Понять волю Божию о себе и согласовать свою волю с волей Божией является главнейшей задачей для каждого православного христианина. Для ее достижения есть один только путь — отказаться от греховной человеческой воли и плотского мудрования и влить жизнь свою в русло Божественного Промысла. Это один из краеугольных камней святоотеческого учения. Об этом напоминает нам святитель Игнатий Брянчанинов: «Правда плотского мудрования, проповедуемая духами, тождественна с правдой, проповедуемой враждебным Богу миром, противоположна Правде евангельской». 253

Правда же евангельская познается только в благочестивом подвиге, цель которого — достижение святости или соединение с Богом через покаяние, отвержение греховной жизни и творение добра Христа ради. В полном согласии с древними подвижниками преподобный отец наш Серафим Саровский возглашает: «Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Духа Святаго Божиего. Заметьте, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущаго века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией также не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: ...кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30)» 254.

А вот как говорит о назначении человека преподобный Максим Исповедник: «Бог создал нас для того, чтобы мы стали причастниками Божеского естества, для того, чтобы мы вошли в вечность, для того, чтобы мы уподобились Ему, будучи обожены благодатью...» 255.

Эти великие и драгоценные обетования (2 Пет. 1, 4) дарованы Спасителем всем истинным христианам: Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). Почему духоносный святитель Игнатий Брянчанинов и пишет: «Новый Завет всюду именует христианина храмом, домом, сосудом. Цель этого храма, с которою создал его Создатель; цель этого сосуда, с которой устроил его Великий Художник, в том, чтобы он был жилищем Бога, вместилищем даров Святого Духа...

Хотите ли быть храмом Божиим? Желаете ли, чтобы сердце ваше было сосудом даров благодати? — Вручаю вам Евангелие, пусть оно будет правилом вашей жизни. Веруйте в него вашими делами, самой вашей жизнью, — не только мыслью, сердцем и устами...» 256

Святой Дух, вселяясь в человека, преобразует его в обитель Святой Троицы, ибо Отец и Сын нераздельны от Божества Духа. Но возможно это только — при соучастии свободной воли человека путем постепенного и глубокого изменения тварной природы через ее преображение и освящение — для тех, кто делами и самой жизнью «соблюдет слово» Христово. Сокровенная жизнь во Христе — это непрерывная борьба за стяжание благодати — борьба, в которой чередуются восхождения и падения в зависимости от колебаний немощной человеческой воли. Спасение — дело милости Божией, и благодать дается каждому по мере дара Христова (Еф. 4, 7), но в то же время каждый получит свою награду по своему труду (1 Кор. 3, 8), то есть только по тем делам, которые творил он в славу Божию. Злые же дела удаляют человека от Бога и превращают в пленника диавола. Вот как говорит об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Если дел нет, то вера мертва. Если же вера без дел мертва (Иак. 2, 26), то со злыми делами она даже и не есть вера. Ибо мертвое, пока оно недавнее, т.е. только что умерщвленное, называется мертвым; если же оно многодневно, то уже не называют его мертвым, а говорят, что оно гниет, предалось тлению и смердит. Так как двоякие суть дела: богоугодные и богоненавистные, и если вера мертва без дел, как написано, т.е. конечно без дел, угодных Богу, то такая вера, которая не только без дел, угодных Богу, но и с ненавистными Богу делами, как может быть названа мертвою? Нет, она должна называться согнившею и растленною, или, точнее сказать, неверием и нечестием. О сем-то, кажется, говорит и Исайя пророк: «Нечестивый да не видит славы Господней»» (Исайя 26, 10) 257.

Нечестие или беззаконие есть грех (1 Ин. 3, 4), который ныне повсеместно насаждают лукавые духи зла.

«Грех есть преступление и разрушение вечного и непременяемого Божия закона, — пишет святитель Тихон Задонский, — ослушание и противление святой Божией воле...

Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное — делается, так и то, что законом Божиим поведенное — оставляется... Сего ради как зло делать, так и добра не делать грех есть... Дело, по виду доброе, в порок и грех обращается когда не на добрый, но на злой конец делается... Как злое есть древо, так и злой плод творит (Мф. 7, 17-18)... ибо, чтобы дело истинно доброе было, должно быть и вне, и внутрь доброе, то есть когда от доброго сердца происходит, и к доброму концу, то есть, к славе Божией и пользе ближнего бывает...

Грех есть великое зло... Всяким грехом величество Божие оскорбляется... Дьявольское дело есть противиться Богу (1 Ин. 3, 4; Ин. 8, 44)... Грешник, творящий грех и не хотящий каяться, сего князя тьмы, как сын отца своего, нравами в себе изображает, и самим делом показует, что он от того скверного отца есть... Внимай сему всяк и рассуждай, чей еси сын, хотя и имя Христово на себе носишь...

Грех от Бога разлучает... Таковой человек жив, и мертв есть — жив телом, но мертв душою... По смерти суд Христов следует праведный... По суде две дороги откроются: едина во ад, которой последуют грешники нераскаянные; другая — в Царство Небесное, и той пойдут праведные и святые... Сих размышление есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу в вечности познавать... Сего ради, хотящему от греха убегать, должно удаляться и от случаев, которые ко греху приводят, как то: от разговоров праздных, от бесчинных собраний: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33). В таковых собраниях столько почти бывает соблазнов, сколько лиц; и столько грехов и беззаконий, сколько слов и дел. Беги, убо, христианин, от таких собраний, как Лот от Содома!.. Ибо час от часу умножаются соблазны, и оскудевает благочестие, и нечестие усиливается: того ради душе благочестие любящей, не должно смотреть, что люди делают, какие бы они ни были, но внимать, чему слово Божие учит. Не смотри, христианин, на тех христиан, которые то и знают, что или ездят в гости, или встречаются и принимают гостей, которые в том и поучаются, чтобы обогатиться и прославиться на земле... Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Не. 36, 1), но паче вникай, что слово Божие глаголет: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию, пребывает вовек (1 Ин. 2, 15-17). Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4). Ибо чрез глаза и уши наши, как через окна, в храмину сердца нашего всякий соблазн входит, и, хотим ли, или не хотим, трогает нас и возставляет похотение: того ради им не должно давать свободу; да не через них соблазн вошедши, поколеблет и совратит наш дом душевный. Так Давид увидел жену и пал с ней... Так и ныне многие не опасно видят и падают, хотя не телом, но душою. Безопаснее врага в дом не допускать, нежели, допустив, с ним бороться. Так раз за разом многие слышат ложь и переговоры ближних своих и языком с ними падают. Сего ради как очи от суеты, так и уши от лжи отвращать должно хотящему от греха убегать...» 258 — таковы умилительные слова святителя Тихона Задонского чудотворца из его Богомудрой книги «О истинном христианстве», которая озаряет невечерним светом путь к истине для современных христиан. Грех не должен над вами господствовать... Ибо возмездие за грех — смерть... (Рим. 6, 14, 23) — научает верных святой апостол Павел.«Всякий грех есть смерть души» 259 — пишет святитель Григорий Богослов.

«Удаление души от Бога есть смерть для нее. Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так, и когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает» 260 — размышляет преподобный Симеон Новый Богослов. А святитель Игнатий Брянчанинов в комментарии к житию преподобного Макария Великого пишет: «Здесь указывается на отвержение деятельности по заповедям Евангелия, как на отречение от Христа» 261.

Несомненно, что приведенные в этой главе изречения святых Божиих человеков, которые были движимы Духом Святым, полезно изучить каждому православному христианину, прежде, чем сделать первый шаг в «новое светлое будущее всего человечества» — глобальное информационное сетевое общество. А если правильнее — во всемирный электронный концлагерь или антицерковь, где «все соединятся со всеми» через глобальную компьютерную сеть и должны будут выполнять правила, установленные самим сатаной. Где манипулировать сознанием людей, живущих в виртуальной реальности, будут уже не дикторы телевидения и даже не экстрасенсы, а реально существующие бесы в образах светлых ангелов. А первый-то шаг в эту систему и есть добровольное принятие идентификационного номера или личного кода.

По слову святых отцов, полезно при этом, глядя на конец дела, например, — вживленный микрочип и лазерную татуировку, поразмыслить: возможно ли в таком обществе исполнять волю Божию во всякое мгновение? возможно ли в таком обществе творить добрые дела Христа ради во имя стяжания Духа Святаго Божия? возможна ли будет тогда деятельность по заповедям Евангелия? возможно ли будет уберечься от греха, устоять в добродетели и идти по пути спасения? возможно ли одновременно служить Богу и маммоне? Вероятно, полезнее всего вспомнить слова апостола Павла: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5, 10-11).