«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как это было бы прекрасно, какое радостное и светлое будущее сулило бы человечеству, если бы все эти призывы имели в виду тот мир, о котором пели Ангелы в ночь Рождества Христова: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение! (Лк. 2, 14); если бы это был тот мир, который завещал Своим ученикам на Тайной Вечери Христос-Спаситель, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27); если бы это был тот мир Божий, который превыше всякого ума (Флп. 4, 7), который преподавали святые апостолы, по заповеди Господней, первым христианам, которого учили их искать (1 Пет. 3, 11), и который внушали им иметь с Богом и со всеми людьми (Рим. 5, 1; 12, 18).

Как все это отрадно было бы слышать, если бы призывы эти исходили от людей, в искренности которых у нас не могло бы быть сомнений, к словам которых могли бы отнестись с полным доверием, — от людей, которые бы действительно убедились, что — высшее благо жизни есть именно такой мир — мир с Богом, мир со своей собственной совестью и мир с ближними во имя Божие. Но, увы! не о таком мире идет теперь речь. Все эти зачастую неестественно-напыщенные речи и порою истерические вопли о мире исходят в настоящее время, по большей части, от лиц или далеких от истинного христианства, или прямо враждебных Церкви, — от лиц, которые сами не живут в мире с Богом и со своей собственной совестью, а по отношению к ближним преисполнены злобы. Можем ли мы верить в искренность речей о мире, когда они произносятся людьми принципиально отвергающими веру в Бога и любовь к ближним и не признающими голоса совести? Можем ли мы верить, что действительно стремятся к миру те, которые нагло и дерзко кощунствуя, объявили войну Самому Богу и Его Святой Церкви?..

Можем ли мы также верить в искреннее миролюбие тех, которые на словах елейно и слащаво проповедуют «христианскую любовь» и «всепрощение», а на деле сеют смуты и раздоры и, распространяя ложь и клевету, вызывают вражду и разделение, восстанавливают друг против друга своих ближних? Можно ли вообще верить в то, что достижимо установление хоть сколько-нибудь прочного мира на земле при таком грубом попрании Правды Божией, при таких лжи и лицемерии, коими так ярко характеризуется жизнь современного человечества? Где нет Правды Божией, там не может быть и подлинного мира.

Решительно борясь со всякими самомалейшими проявлениями зла и греха в своей собственной душе, не будем бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, где оно в современной жизни себя обнаруживает — не по гордости и по самолюбию, а единственно — по любви к Истине. Наша главная задача в это время лживого безстыдства — сохранить всецелую верность и преданность подлинной Евангельской Истине и Начальнику нашего спасения — Воскресшему тридневно из гроба Христу — Жизнедавцу, Победителю ада и смерти. Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истинного христианства зловредное Толстовское учение о «непротивлении злу»...

Всякий истинный христианин должен быть непримирим ко злу, где бы и в ком бы он егони встречал. Примеру Самого Господа Иисуса Христа и Его святых апостолов следовали затем на протяжении всей истории Церкви и все истинные христиане, всегда осуждавшие зло и боровшиеся с ним, хотя бы это стоило им всевозможных 282 тяжких лишении и даже самой жизни»». Эти и другие наставления несгибаемого архипастыря, человека воистину святой жизни, являются единственно верным духовным руководством для современных православных христиан. Истинный последователь Господа нашего Иисуса Христа полагает надежду свою не в сем, лежащем во зле и пронизанном ложью мире — мире грешном и прелюбодейном! Его надежда заключается в достижении грядущих небесных благ, в том, что Господь не лишит его Креста и Голгофы. Вот слова другого великого подвижника, человека, который был избранным сосудом Духа Святаго Божия, священномученика Вениамина митрополита Петроградского и Гдовского. Эти слова были написаны им после того, как неправедный суд вынес приговор о его расстреле:

«В детстве и отрочестве я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открываются возможности терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступать этот рубикон, границу и всецело предаваться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный и среди страданий внутреннего покоя. Он других влечет на страдания, чтобы и они переняли то состояние, в котором находится счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигли тогда полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание, обречение, и требование этой смерти, якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность, непостоянство и тому подобное, беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой, с Ним всегда и везде хорошо...» 283

И в предсмертный час горела в душе святителя заря жизни будущего века. Он отдавал душу свою в руки сладчайшего Христа, с которым всегда и везде хорошо...

«Крест Господень есть иго благое и бремя легкое, а со Иисусом и на Голгофе — рай!» 284 — пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Итак, не может быть истинного Православия без Креста, без стояния в истине даже до смерти. Принявшему Крест и не щадящему души своей ради спасения ближних Господь всегда подаст Свою благодатную помощь во всех скорбях, искушениях, гонениях и даже в мучениях! Сомолитвенник владыки Вениамина, священномученик епископ Амвросий (Гудко), настоятель Свияжского Успенского монастыря, перед мученической кончиной говорил братии: «Мы должны радоваться, что Господь привел нас жить в такое время, когда можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупают грехи всякие грехи и дадут вечное блаженство, которое никакие чекисты не смогут отнять» 285

«Крест — знак избрания Божия. Все святые признавали за непреложную истину, что тот, кто проводит жизнь безскорбную, — забыт Богом. Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его — оно таинственно хранится в Кресте Христовом!» 286 — возглашает святитель Игнатий Брянчанинов. Крест — высшая награда от Господа, путь ко Кресту — исповедничество! Вот почему святитель Аверкий (Таушев) назидал своих учеников: «Для Православной веры, которая повсюду подвергается открытым и скрытым нападкам, давлению и преследованию со стороны слуг грядущего антихриста, настало время исповедничества, исповедничества постоянного, если необходимо, до самой смерти...

Настрой на постоянное ожидание Второго Пришествия Христа и есть настоящий христианский настрой, который молитвенно взывает ко Господу: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22, 20). А противоположный этому настрой духа — это, несомненно, дух антихриста, который всячески стремится отвлечь христиан от мысли о Втором Пришествии Христа и последующем за ним воздаянии. Уступающие этому духу подвергаются опасности не распознать антихриста, когда он явится, и попасть в его сети. Именно это является самым страшным в современном мире, наполненном всевозможными уловками и соблазнами. Слуги антихриста, как предостерегал нас Сам Господь, постараются прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24, 24). Но мысль об этом да не будет угнетать и сокрушать нас, но напротив, как сказал Сам Господь: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше (Лк. 21, 28)» 287.

При этом Спаситель назидает нас: Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25, 13) Воистину блажен тот, кто от всего сердца может возгласить: Ей, гряди, Господи Иисусе! (Апок. 22, 20). Как здесь ни вспомнить жизнь древних христиан. Непрестанное ожидание славного Второго Пришествия праведного и грозного Судии было для них совершенно естественным состоянием. Достижение блаженства вечной жизни было главной целью их земного странствия. С безграничным самопожертвованием отдавались они служению Богу, явившемуся во плоти и оживотворившему дух человеческий в его вечных стремлениях. Не смогли сломить их несгибаемой веры многие искушения и лютые гонения: «При императоре Юлиане-Отступнике христианские храмы были закрыты, и потому христиане для совершения Богослужения стали собираться в поле. Юлиан узнал об этом и велел одному из военачальников всех, собиравшихся туда, умертвить. Начальник был человек добрый и, щадя христиан, предупредил их о повелении царском. Между тем, рано утром, увидал он одну женщину, которая с ребенком на руках быстро вышла из дома и также быстро прошла мимо солдат упомянутого начальника. Последний велел ее взять и привести к себе. Когда она была приведена, он сказал: «Убогая жена, куда так рано спешишь?» Она отвечала: «В поле, где христиане собираются». Начальник сказал: «Да, разве ты не слыхала, что туда придет посланный от царя — и всех, кого найдет там, — убьет?» «Слышала, — отвечала женщина, — потому и спешу, чтобы за Христа умереть там». — «Да зачем же, если так, младенца несешь за собою?» — «Затем несу, — отвечала она, — чтобы и он мучения сподобился». Слышав это, начальник, отпустив своих воинов, пошел к царю и сказал: «Если велишь мне умереть, я готов, но исполнить твоего приказания, относительно христиан, не могу». И он рассказал о своей встрече с женщиной. В просветленном сознании древних христиан непрестанно горела мысль о неотвратимом конце тленного мира сего. Их воистину можно уподобить мудрым евангельским девам, которые всегда были готовы к сретенью Небесного Жениха (Мф. 25, 1-13).В наше духовно расслабленное время мы видим совершенно иное...

ЦЕРКОВЬ ВО ВРЕМЕНА АПОСТАСИИ

Сегодня многие священнослужители и миряне говорят о необычайном расцвете Православия в России, будто не замечая, что происходит в стране и куда ведут ее нынешние руководители. Тут и там с церковных амвонов и в околоцерковных СМИ раздаются голоса: «У нас все хорошо, — власти у нас православные, наконец-то мы живем спокойной духовной жизнью — молимся, строим храмы, открываем воскресные школы...»

Что это? Поразительная духовная слепота или оправдание зла и предательство Христа? О каком духовном расцвете можно говорить, если на наших глазах убивают наш народ? Безразличие к судьбам Отечества — это и безразличие к судьбам Православия. Ибо, что станет с Церковью, если России не будет? Кто станет ходить в возводимые ныне храмы?..