Olivier Clément Origins. Theology of the Fathers of the Early Church

Слово 1, на Пасху, 4,

Победа над смертью — это победа над биологической смертью, претворенной отныне в «переход» к великому динамизму воскресения, долженствующему привести к явлению Царства, к уже не тайному и сакраментальному, но открытому и славному преображению космоса. В этой возрожденной Вселенной люди, «души» обретут светоносную телесность, подобную телесности Христа на горе Преображения или после Его воскресения.

Победа над смертью, следовательно, — это также — и прежде всего — победа над смертью духовной, которую мы переживаем в повседневной жизни и в которой, предоставленные самим себе, рискуем замкнуться навсегда. Это победа над адом, уверенность в том, что отныне ни один человек не пребудет в разделении с Богом, но все погрузятся — и уже таинственно погружены — в Его любовь. Именно эту необычную весть — победу над адом — неустанно возвещала Древняя Церковь.

[Говорит Христос:]

Я распахнул запертые на цепь врата, Я сломал железные запоры, И железо раскалилось докрасна и потекло передо Мной; И ничто не осталось запертым, Ибо Я — дверь для всех существ. Я отправился освободить пленников, Они — Мои и Я не отвергну никого… Я посеял Мои семена в сердцах И изменил их во Мне .. Они — члены Мои, и Я — глава их. Слава Тебе, глава наша, Господь Христос, Аллилуйа!

Оды Соломона, 17.

[Говорит Христос:]

Я раскинул руки и предал Себя Господу,

Я простирание рук — знак тому,

Простирание их на древе,

Где был подвешен у дороги Праведный…

Я воскрес, и пребываю с ними,

И говорю их устами…

Я возложил на них бремя Моей любви…

Ад видел Меня,

И был побежден,

Смерть позволила Мне уйти

И многим вместе со Мною. 

Я был для нее желчью и уксусом.

С ней Я сошел в ад,

В самую его глубину.

Смерть… не вынесла Лика Моего.

Мертвых Я претворил

В собрание живых,

Я говорил с ними живыми устами,

Чтобы слово Мое не оказалось вотще.