Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

Важно показать динамику от нечестия к разврату, и то, что этому противостоит Закон, данный Богом, который направляет человека к Нему. У каждого человека есть воля и разум, поэтому главный метод по Библии поместить свою волю в Закон Божий, но делается это через рассуждение о своей жизни, о Законе и Воле Божией применительно к себе.

Очень важно, с первой встречи показать оглашаемому образ жизни, к которому следует стремиться. В первом псалме такой образ раскрывается на примере дерева посаженного при потоках вод, образ емкий и целостный, но в северных странах недостаточно ощутимый, т. к. вода и тень, которое дает это дерево, не являются у нас самым необходимым благом, каковым являются на юге. Но это можно легко объяснить, параллельно раскрывая остальные примеры этого образа — своевременный плод этого дерева, его листья, которые не увядают, и таким образом нарисовать перед взором оглашаемого картину райской идиллии, которую выразил псалмопевец. Эта идиллия раскрывает понятие успеха, как плод праведной жизни. Для современного человека успех — понятие родное и близкое, поэтому большинство сразу заинтересованно ждут, какой успех им может предложить Церковь в этой жизни (подробно см. приложение: Беседа№1).

И, наконец, завершить тему первого псалма можно прикосновением к понятию Суда Божия: «Посему не устоят нечестивые на суде, а грешники в собрании праведных». Но важно с самого начала открывать учение о Суде Божьем в его Евангельском смысле: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3. 18–19). Таким ободрением и наставлением на ПУТЬ можно закончить тему первого псалма.

Важно в конце встречи напомнить, чтобы читали дома «Евангелие» и другую литературу, рекомендованную по темам, и обязательно записывали вопросы, возникающие по прочтении.

2–я беседа.

Название: Понятие о Страхе Божием, как о премудрости.

Содержание: Темы спасения в книгах Притч и Премудростей Соломона.

Очень важно каждую встречу начинать с вопросов которые возникли у оглашаемых из прочтения Священного Писания или из осмысления предыдущей встречи. На основе этих вопросов необходимо выстраивать диалог о том, как оглашаемые усваивают пройденный материал. Каждую новую тему нужно и можно выводить из диалога возникающего из вопросов, которые оглашаемые задают в начале встречи. Например, тема о Страхе Божьем может быть выведена из вопросов по Евангелию (если затронуты соответствующие отрывки), или даже из того, как себя вести в храме, или из вопроса относительно личной жизни, прошлого опыта ошибок. Более того, на прошлом опыте оглашаемых и должна основываться вся катехизическая беседа.

Необходимо постоянно опираться на опыт жизни оглашаемых. Благодаря этому происходит эффект узнавания и принятия оглашаемыми Евангелия и Заповедей Божиих. Поскольку у каждого человека есть совесть и представление о Боге (пусть даже детское, в чем–то суеверное, и где–то неправильное), мы можем использовать этот опыт, преображая его истиной Слова Божия. Наша задача состоит в том, что бы связать и укрепить: позитивный опыт человека, его прошлый путь — с библейским и святоотеческим опытом, выраженным в понятных и простых историях и рассказах. Важно чтобы у оглашаемых создалось ощущение, что так уже было с кем–то и этот ПУТЬ доступен. Такой метод опять же будет работать на понимание целостности Библии как откровения Бога человеку.

Вторая встреча посвящена фундаментальным понятиям «Книги Притчей Соломоновых». Книга Притчей — является итогом нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости. Если человек не усвоит эти понятия, то он не сможет понять своего отпадения от Бога и поэтому не будет способен воспринять благую весть прощения, посылаемого нам через любовь и благодать Господа.

На встрече необходимо раскрыть и показать взаимосвязь таких понятий как: Страх Божий, Мудрость и Премудрость, Путь Жизни и путь смерти, добродетель, рассуждение, трезвенность, воздержание. А также и противоположные им понятия: глупость, нечестие, грех, разврат, а также образ праведника, добродетельной жены, разумного юноши. Все эти явления целостно раскрыты в Книге Питчей на самых разных уровнях и просто и сложно. Эти темы, выраженные библейским языком, одинаково сложно воспринимаются и профессором университета, и простым рабочим. Поэтому задача катехизатора выбрать язык, на котором оглашаемым будет проще понять эти глубинные категории Библии. Для этого катехизатор должен обладать культурной широтой и разбираться в различных мировоззренческих установках.

Первое и основное понятие — Страх Божий. С первых строк Книги притчей дается определение Страха Божия, как доброго разумения в пути у всех водящихся им, а благоговение к Богу — начало разумения («Книга Притчей Соломоновых» гл. 1).

Страх Божий, как свойство верующей души, мы можем видеть у всех библейских праведников. Необходимо привести примеры как Страх Божий действует и определяет поведение людей:

*примером является повествование о причине, которую назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в рабство: «И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога» (Быт. 50.19).