Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

Название: Сотворение мира и человека.

Эта тема весьма обширная и многомерная, рассматривать ее можно с разных сторон:

–во–первых, можно идти простым путем изъяснения и толкования первых трех глав книги Бытия.

–во–вторых, можно сравнить Библейский рассказ о сотворении человека с существующими описаниями в различных языческих культурах и религиозных культах.

–третий путь — показать основные и самые важные мировоззренческие установки Библии раскрытые в тексте, описывающем сотворение мира и соотнести их с картиной мира или уже сложившимся мировоззрением оглашаемых. Как известно представление о творении мира является основным в формировании мировоззрения. В отличие от «картины мира», где есть только разрозненные представления об основных характеристиках бытия, устойчивое представление о творении является уже основой мировоззрения.

Основные мировоззренческие темы Библии в контексте сотворения мира и человека.

1. Понятие о днях творения. Можно выделить три самых важных периода в творении:

–сотворение материи,

–сотворение души живой,

–сотворение человека.

Каждый из этих этапов творения представляет особую тайну Божию, которую невозможно понять пытливому уму человека, т. е. нет способов приоткрыть завесу этой тайны, ни научных, ни каких либо других. Необходимо представить оглашаемым дни творения, как Божественное явление воли Творца, как реализацию Его замысла в творческом акте.

2.Антропоцентричность. Все дни творения имеет одну главную цель — сотворение Человека. Основное отличие Библейского рассказа от всех остальных теорий сотворения мира в том, что человек является венцом творения. Особенно это впечатляет при сравнении с Вавилонскими мифами, где люди были сотворены, чтобы работать на богов. На беседе можно специально прочитать вторую главу книги Бытия, где рассказ о сотворении начинается с того, что все сотворенное начинает иметь смысл только после того как, был создан человек (Быт.2.5).

1. Назначение человека в первозданном состоянии.

Здесь необходимо раскрыть следующие понятия:

а) назначение человека в первозданном состоянии — это нравственное целеполагание, ответственность (владычество) за все творение за всякую тварь;

б) различие между «образом» и «подобием»;

в) «образ Божий» — как данность, которая есть у каждого человека, даже если он живет в грехе;

г) подобие — как заданность, которое человек должен развить, раскрыть, воспитать, вырастить.

2. Цель и смысл творения. Единство всего творения в Боге. Нагляднее всего объяснить на примере сотворения Богом жены, с которой человек должен стать одной плотью — единым целым в Боге. Понятие об «обожении», когда «Бог будет все во всем» (1 Кор. 15.28).

5–я беседа.

Название: Завет — образ отношений Бога и человека.