Опыт катехизации Екатеринбургской епархии

а) назначение человека в первозданном состоянии — это нравственное целеполагание, ответственность (владычество) за все творение за всякую тварь;

б) различие между «образом» и «подобием»;

в) «образ Божий» — как данность, которая есть у каждого человека, даже если он живет в грехе;

г) подобие — как заданность, которое человек должен развить, раскрыть, воспитать, вырастить.

2. Цель и смысл творения. Единство всего творения в Боге. Нагляднее всего объяснить на примере сотворения Богом жены, с которой человек должен стать одной плотью — единым целым в Боге. Понятие об «обожении», когда «Бог будет все во всем» (1 Кор. 15.28).

5–я беседа.

Название: Завет — образ отношений Бога и человека.

Завет является основой отношений между Богом и человеком. Проще всего понять современному человеку древнее понятие «Завет» через современное понятие «договор». У каждого Завета есть структура: благословение Завета, заповедь Завета, знамение Завета. Как пример заключение Завета Бога с Ноем:

1. Благословение Завета: «…вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, … что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9.9, 11).

2. Заповедь Завета: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю … все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9.1–6).

3. Знамение Завета: «И сказал [Господь]Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землею» (Быт.9.12–13).

Все Заветы, как этапы духовного взросления человека в Боге имеют онтологическое и генетическое значение и до наших дней. Можно сказать, что каждый, в том числе и современный человек, в своем духовном становлении, в своем духовном пути проходит и повторяет духовные искания и ошибки своих славных предков. Говоря о Заветах, мы должны избегать ереси «Маркионитства» — отрицания Ветхого Завета, его фундаментального значения. Вот как об этом свидетельствует свт.

Аминь».

Структура беседы может быть построена следующим образом: