Миссия возможна
Всякий ли человек может быть миссионером? Из опыта ап. Павла до его обращения мы знаем, что ревнитель, не знающий Господа, может принести больше вреда, чем пользы. Впоследствии апостол многократно указывает на то, что его деятельность – не вполне его; это призыв Господа (Гал. 1:1). Возможно, некоторым людям следует воздержаться от того, к чему их не призывает Господь.
Как же понять, готов ли быть миссионером – понять это о самом себе, о тех, с кем планируешь вместе трудиться? Прежде всего, следует оценить, на каком этапе своего духовного пути человек находится. Эти условные этапы легко запомнить, если применить к ним акроним МКСПВСС: мир, культура, семья, покаяние, внутренняя жизнь, служение, свидетельство.
Готовность к миссии
1. Свидетельство (миссия) Свидетельство о спасении во Христе Иисусе. Слово «свидетель» (греч.martus), используемое в кн. Деяний апостольских, предполагает готовность и пострадать за свои убеждения, т.е. мученичество. 2. Служение Молчаливое свидетельство делом – очень важно, чтобы научиться сопереживать тем, кому несешь Благую весть. 3. Внутренняя духовная жизнь Миссия должна основываться не только на «горении», но на знаниях и опыте 4. Покаяние (обращение) Миссионерство неофитов – это хорошо, но его нужно обязательно направлять, иначе могут «натворить дел». Для новообращенных требуются мудрые наставники, которые бы обратили внимание на необходимость не только свидетельства, но и внутренней работы. Люди, не пережившие личное покаяние, а являющиеся «православными» только в силу воспитания или культурной традиции, не могут никого привести ко Христу; но они могут быть хорошими техническими специалистами, помощниками, поддерживать из дружеских чувств 5. Семья 6. Культура 7. Мир и иные религии
Как мы видим, путь миссионера начинается с покаяния (обращения) и собственной жизни в Церкви. Передать можно только то, что сам имеешь. Поэтому начинается подготовка миссионера с его собственной духовной жизни.
Знания здесь не должны играть ведущей роли, миссионер должен лишь точно понимать основные истины христианства и уметь их изложить, поэтому на уровне знаний достаточна полноценная катехизация (см. пример Аполлоса – Деян. 18:24 и дал.). Важнее, чем знания, - это мотивация, желание свидетельствовать. Она рождается из трех вещей: радости личной встречи с Богом во Христе Иисусе, собственного изменения в Духе Святом, - и любви к тем людям, с которыми собираешься говорить о спасении (2 Тим. 1:13). Возгреть желание свидетельства могут и встречи с опытными миссионерами, и даже формальное назначение на должность миссионера, но без трех вышеупомянутых причин такая мотивация будет чисто внешней, и горе тому, кто попадет в руки миссионера с внешней мотиваций! Настоящая мотивация может и должна быть подтверждена тем, что у человека обнаруживается дар, призвание к миссии – обнаруживается по вдохновению другими верующими (1 Тим. 4:14, 2 Тим. 1:6), и подтверждается впоследствии по плодам (1 Кор. 9:2).
Все это следует подкрепить опытом. Миссия может быть направленной на те группы людей, которых пока никто не замечает, с которыми не знают, как работать (например, в конце 80х такими группами были байкеры, музыканты, сегодня это национальные меньшинства, политически активные люди, и пр.). Однако здесь далеко не всегда нужно «изобретать заново велосипед»: всегда полезно посмотреть, что уже имеется в опыте Церкви, может быть, и у инославных христиан. Чрезвычайно важно здесь приобщение к универсальному опыту миссии (усвоить сам подход к человеку в любви Христовой) через наставничество более опытных миссионеров, а в дальнейшем – через их поддержку. Здесь будут удачи и поражения, и необходимо, чтобы рядом был кто-то, кто поможет не вознестись и не сломаться, но увидеть все происходящее в правильном свете. (Отсюда понятно, что попытки построить обучение молодых миссионеров исключительно на платформе лекций заведомо обречены на неполноту и являются малоэффективными).
В процессе общения с более опытными служителями Церкви происходит прояснение для себя целей, форм, методов миссионерской деятельности, появляется опыт участия в разных миссионерских программах. Идет работа с людьми: личное свидетельство (мы встречаемся с человеком всего лишь однажды, и не знаем о его дальнейшей судьбе), индивидуальное попечение (от личного свидетельства – к построению отношений дружбы, поддержки, где миссией является сама жизнь), собственное наставничество (здесь уже возможно систематическое обучение основам веры, например, через совместное чтение Св. Писания, обсуждение прочитанных книг, разговоры на духовные темы, посещение богослужений и пр.)или передача ответственности за человека другим людям (например, направление на катехизацию).
Участие в практической миссии ведет человека к осознанию своих сильных и слабых сторон, даров, возможностей и ограничений, осознанию, что невозможно все сделать в одиночку. И из этого будет рождаться понимание, что необходима команда со-трудников, где один будет дополнять другого, чувствовать взаимную ответственность (так, в сложной личной ситуации человек сможет передать ответственность, или ему предложат это сделать). В дальнейшем уже появится и понимание того, что именно из образования следует добрать, как повысить свое образование, в каком профиле совершенствоваться (кстати, это не обязательно д.б. богословский профиль – здесь может быть религиоведение, психология, культурология и т.п., чтобы знания реально «работали»).
Однако не все можно решить собственными знаниями, опытом. Необходимо решить вопрос, куда вести, чтобы новенького человека можно было сориентировать на следующий этап: катехизацию, в литургическую жизнь общины. Здесь миссионеру необходимо взаимодействовать с другими приходскими работниками, тесно общаться со священством, искать места, куда можно направить людей, а при необходимости и самому выстраивать те формы внебогослужебной жизни, которые потребуются для дальнейшего роста подопечных.
Итак, все начинается с жизни в Церкви, с того, что человек получает минимум знаний. Он должен понять, зачем ему заниматься миссионерским служением, есть ли у него к этому призвание. И понять это возможно только на практике, трудясь и советуясь с более опытными людьми. В процессе будет что-то проясняться, придет осознание, что лучше подходит конкретно для человека, и какие дополнительные знания, навыки для этого требуются – тогда уже можно думать об обучении. Знание своих сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений приведет к необходимости служения в команде, должно прийти и понимание, куда вести людей и кому передавать.
Но путь миссионера на этом не оканчивается. Всегда ему будет требоваться, с одной стороны, углубление в себя и в учение (1 Тим. 4:16), с другой – непрекращающиеся попытки понять «мир» и найти формы для диалога и благовестия.