Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

Следующим был поставлен вопрос: кто должен вести дело дошкольного религиозно-нравственного воспитания. Графиня В.Н.Бобринская и о. С.Четвериков высказали мысль о целесообразности устройства особых курсов (например, при Сергиевском подворье в Париже) для подготовки женщин - воспитательниц, а до той поры и вообще нужно пользоваться теми возможностями, какие дает жизнь. Где есть священник, там он должен взять на себя дело религиозно-нравственного воспитания детей; где нет священника, там этим делом должна заниматься руководительница детским садом.

В.В.Зеньковский высказывается, что едва ли целесообразно сразу привлекать священника: дети нередко испытывают к духовным лицам некоторую боязнь. Как школа должны иметь свой праздник, точно также должны быть создаваемы "праздники" и в детском саду. Совершая специальные детские богослужения, священник постепенно войдет в детскую среду и тогда всякое его появление среди детей будет вызывать у них праздничное настроение. В ответ на это о. Председатель поделился своими наблюдениями, как дети, инстинктивно чувствуют потребность приблизиться к Христу, прильнуть к Нему. Сами они завели в его детском саду обычай прикладываться к священническому кресту после каждой беседы, льнуть к священнику без малейшей тени страха или какого-либо смущения, всячески стараются быть ближе к нему в часы посещения им детского сада. Важно влияние личности священника, того духа, который она носит; нельзя придавать преимущественного значения содержанию урока, хотя, конечно, и оно должно быть всячески использовано. Комиссия принимает положение, что делом религиозно-нравственного воспитания детей до 4-х, 5-ти лет может заведовать преимущественно руководительница детским садом, при непременном руководстве священника, который должен посещать детский сад не менее одного раза в месяц, а в дни Великого поста и при наступлении великих праздников еще чаще.

Комиссия переходит к обсуждению вопроса о воспитательном влиянии школы.

Исходным положением здесь является признание необходимости правильного соотношения всех предметов школьного курса, при котором преподавание предметов должно считаться и гармонизировать с идеями, лежащими в основе христианского миросозерцания.

В.В.Зеньковский указал, что в деле возбуждения и развития религиозной энергии могут быть весьма полезны Кружки. Каждый класс должен иметь своего небесного покровителя, свою икону, и для чествования их - свой праздник, который объединял бы класс в религиозном отношении. На ряду с актовыми днями школы желателен свой школьный, только церковный праздник (для которого нельзя жалеть одного учебного дня). Проведенный всею школою в атмосфере благоухания такой день особенно способствовал бы религиозному подъему и содружеству учащихся, служил бы прекрасным средством воцерковления школы.

Графиня В.Н.Бобринская не может признать вполне удовлетворяющим характер такого праздника в известном ей виде: переход от акафиста к еде и обычным разговорам некоторых коробит. Принятый в протестантско-сектантских обществах, он вносит отчасти обыденность в наше серьезное праздничное настроение, отличается от него, как отличается от нашей богослужебной церковной молитвы сектантская молитва. О. С. Четвериков приводит справку о практике бывших русских кадетских корпусов. Там существовали приобретавшиеся классами при поступлении в корпус и сопутствовавшие им до окончании курса иконы. Они являлись особенно чтимой и чествуемой святыней класса, передавались кончившими курс кадетами в домовую Церковь в корпусе, а на память о родной школе и о классной иконе кадеты уносили с собою в жизнь шейные образки - напутствие и благословение школы.

Чествование классной иконы, если оно не случиться в общецерковный праздничный день, о. прот. П. Беловидов предлагает приурочивать к ближайшему воскресению, чтобы не создавать осложнения в школьной жизни.

В видах усиления благотворного религиозно-воспитательного влияния школы на учащуюся молодежь, проф. В.В. Зеньковский предлагает ввести в школе классное говение, т.е. говение отдельных классов по очереди в более свободной и не столь формальной обстановке, как оно происходило до революции. Для этого следовало бы отводить три последних дня Великого Поста. Приготовляя к исповеди и Св. Причастию сравнительно небольшую группу учащихся, священник мог бы глубже и сильнее воздействовать на их совесть, великие таинства совершались бы в душе более живой и радостный свет.

Полная целесообразность предложения проф. В.В.Зеньковского подтверждается справками о. П.Беловидова и о. С. Четверикова об известной им практике в школах, когда к исповеди готовились отдельные классы гимназии или роты корпуса. В таких случаях законоучители получают гораздо большую возможность надлежащее выполнить свою священническую обязанность должным образом приготовить школьников к исповеди и причащению Св. Таинств. Мысль проф. Зеньковского об исповеди отдельных классов (или хотя бы двух смежных классов) приветствуется Комиссией, ибо общение класса в таком знаменательном акте чрезвычайно сближает, сродняет духовно юношей, в высокой степени способствует духовному росту. При этом Комиссия высказалась также и за желательность, помимо общеклассного говения учащихся, говения их и с родными.

ПРОТОКОЛ № 2

Заседание Комиссии по закону Божию при 2-м Педагогическом Съезде представителей средней и низшей школы за границей, от 7 июля 1925 года.

Вследствие прибытия на заседание целого ряда лиц, не участвовавших в предыдущем заседании, о. Председатель Комиссии, протоиерей П.Беловидов знакомит их с сущностью принятых накануне решений по вопросу о дошкольном религиозно-нравственной воспитании детей. По окончании информации о. Председателя, просит слова проф.И.И.Лапло. Присоединяясь к решениям Комиссии, он вносит от себя еще новую мысль, что религиозное воспитание детей дошкольного периода, кроме семьи, должно стать предметом усиленного попечения православного прихода. Приход, это - малая Церковь, которая должна обнимать все стороны нашей жизни своим любящим вниманием и сочувствующей заботливостью. Вполне естественно поэтому, что приход должен приходить на помощь и в деле обеспечения правильного религиозного развития детей. Дополнение И.И.Лапло о том, что религиозное воспитание детей дошкольного возраста составляет долг семьи и православного прихода, поддерживает М.А.Горчуков, и А.П.Петров. Последний обосновывает свою мысль еще тем соображением, что Приход скорее, чем школа, может изыскать способы для решения задачи религиозного воспитания. Что же касается школы, то она ныне так же, как и семья, не располагает для этого благоприятными возможностями. Вполне примыкая к этой мысли, В.Н.Светозаров особенно подчеркивает необходимость и пользу религиозного воздействия на детей через устройство праздников и предлагает Комиссии высказаться в пользу обязанности посещения священником детских воспитательных учреждений хотя бы один - два раза в месяц, т.к. без подобного пожелания возможно опасаться абсентизма. Предложение принимается.

Приступая к продолжению суждений о мерах религиозно-нравственного воспитания в стенах учебных заведений, Председатель в информационном порядке кратко воспроизводить принятые Комиссией в прошлом заседании основные положения по этому вопросу.

Постановление об избрании каждым классом небесного покровителя сочувственно подчеркивается М.А.Горчуковым. Как у каждого человека - христианина, говорит он, есть Ангел-Хранитель, так он должен быть и у маленького человеческого общества - класса. Иное отношение к этому решению обнаруживает проф.И.И.Лапло. Он опасается, что из-за классных праздников ослабнет или даже утратиться значение праздника всей данной школы. О.Сергий Четвериков полагает, что одно другому мешать не будет: объединяясь классом около классной своей святыни, учащиеся будут солидаризоваться, как питомцы одной школы, в одном общем школьном храмовом празднике. Даже там, где нет своих школьных храмов, школы должны установить общий школьный праздник, для закрепления памяти о школе, в благословение от нее, кончившим курс следует выдавать образок школьного праздника. Пожелание о.Сергия Четверикова принято.