Педагогическое наследие эмиграции. Материалы рел.-пед. кабинета в Праге

Такой же план занятий Комиссия допустила и для второго и третьего класса, причем в программу третьего класса включила ознакомление детей с Деяниями Св. Апостолов, как непосредственным продолжением Евангельской истории, изучаемой во втором классе.

При обсуждении вопроса о преподавании Катехизиса в Комиссии были высказаны две различные точки зрения. Одни голоса настаивали на сохранении преподавания Катехизиса в четвертом классе, основываясь, главным образом, на том, что в этом возрасте у учащихся существует иной психологический подход к истинам веры, нежели в старших классах. Здесь еще способны воспринимать истины веры сердцем, тогда как в старших классах они уже подходят к ним исключительно с рассудочной стороны. Сторонники другого мнения, указывая на сухость и отвлеченность Катехизиса, на несоответствие его изложения религиозным запросам детской души, желали перенести преподавание Катехизиса в 7-й класс, где его богословское содержание может вызвать больше живого умственного интереса со стороны учащихся. Комиссия приняла первое предложение, общее Собрание Педагогического Съезда согласилось со вторым.

В пятом и шестом классах, где по плану, принятому Комиссией, назначено было изучение истории Церкви - общей и русской, согласно сделанным предположениям - было добавлено изучение канонического устройства Церкви и знакомство с религиозными течениями в русском обществе.

Относительно двух старших классов, 7-го и 8-го, где обычно проходится курс православного вероучения (7 класс) и курс нравственного богословия (8 класс), возник вопрос о способе изучения этих курсов - изучать ли их непосредственно по первоисточникам - Евангелию и посланиям Апостолов, или по учебникам? Первый способ привлекает к себе общее сочувствие, затруднение чувствовалось только в отсутствии соответствующих руководств.

Во всех старших классах, начиная с 5-го, комиссия признала желательным, не ограничиваясь классным изучением предметов, привлекать учащихся к самостоятельной, более углубленной, работе, к составлению рефератов, к кружковому изучению Слова Божия, богослужения, житий святых, творений Отцов Церкви и др., под руководством о законоучителя; всех же вообще учащихся привлекать к активной церковной жизни под сенью родного школьного храма. Таково было общее направление работы Комиссии, детали которой читатели найдут в прилагаемых протоколах Комиссии. Нужно отметить еще и то обстоятельство, что важнейшим и необходимейшим условием успешности религиозного воспитания и образования в русской школе Комиссия признает единство духа и направления всех духовно руководящих сил школы. Опубликовывая прилагаемые протоколы, мы надеемся, что лица, близко стоящие к делу религиозного воспитания и образования русских детей, родители, руководители детских садов и начальных школ, а также законоучители и руководители средних школ, найдут в них не бесполезный материал для своей собственной деятельности. Перед русскою эмиграцией стоит огромная задача - сохранить в своей молодежи душу русскую и православную, готовую сознательно и горячо послужить Церкви и Родине. В умелом и благоприятном разрешении этой задачи заключается весь жизненный смысл нашего пребывания в изгнанничестве, и мы должны послужить этому делу с бодрым сердцем, с верою и надеждою на Бога!

1927  Ноябрь

О задачах и средствах религиозного воспитания и образования в русской средней школе.

(Доклад прот. С. Четверикова Педагогическому Бюро в 24-х положениях)

I. Связь школы с семьей и обществом.

1) Русская средняя школа, неразрывно связанна с русским обществом и русскою семьею, должна поддерживать то дело религиозного воспитания и образования, которому полагается начало в христианской семье и которое составляет необходимую основу разумного и светлого общего образования.

II. Храм и молитва

2) Средоточием религиозной жизни школы должен быть храм (постоянный или временный), и школа должна заботиться о привитии детям привычки и любви к посещению храма.

3) Продолжительность школьного богослужения должна быть приспособлена к возрасту и силам учащихся, с сохранением общего плана церковных служб и по однообразному указанию высшей церковной власти.