The Pentateuch of Moses
688
30:16 Или: для работ.
689
30:23 Т.е. 500 шекелей — около 6 кг, 250 — около 3 кг.
690
30:24 Около 4 л.
691
а 30:29 Или: всякий, кто.
692
б 30:29 Или: должно / должны стать святым(и).
693
30:32 Букв.: плоть человека.
694
30:33 Букв.: чужака / постороннего.
695
30:34 Первое из этих трех наименований ароматичных веществ букв. «капля» и может относиться к любому виду смолы или камеди, сочащимся из дерева. Второе, по–видимому, означает «раковина» (моллюска) какого–то вида, из которого добывалось душистое вещество, а третье – галбан (евр. халбена) – камедистая смолка из растения Galbanum officinale.
696
31:2 Букв.: Я по имени назвал.
697
31:3 Или: дал ему мудрость. Евр. слово хохма, обычно переводимое как «мудрость», здесь указывает на то большое умение или мастерство, которое требовалось для строительства Святилища.
698
31:6 Букв.: вложил (большую) мудрость в сердце всех мудрых сердцем.
699
а 31:10 Или: вязаные / сотканные одежды.
700
б 31:10 Букв.: облачения священные / Святилища.
701
31:15 Т.е. день, в который полностью прекращается работа.
702
а 31:17 См. примеч. «б» к Быт 2:2.
703
б 31:17 Или: набирался сил – в желании донести до людей важность соблюдения субботы Бог использует язык, определенно относящийся к человеческому опыту. Здесь употреблено то же самое слово нафаш («перевести дух»), что и в заповеди о предоставлении отдыха рабу (23:12).