«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Some Adventists, who called themselves the "Seventh Month Movement," unexpectedly declared that Christ's return would take place on the tenth day of the seventh month of the same year, but according to the Hebrew calendar, that is, on October 22, 1844. Miller agreed with them. The result of expectations turned out to be as sad as in the previous case. These events, known in Adventist history as the "Great Disappointment," created a deep depression among members of the movement. In 1845, the United Conference of Adventists was convened in Boston to address the problem of non-adventism. Their registration into a separate organization was recognized by the meeting as premature.

Of course, the dates of the Second Coming began to be adjusted. At the same time, some members of the movement stated that they had "visions" on this topic. According to H. Edson, Christ was too late, because on the way to Earth to the heavenly sanctuary, to carry out a "judgment of examination" of the names in the Book of Life in order to determine who was worthy to be raised from the dead in the first resurrection, and who was caught up in the clouds: "... the heavens were opened before me, and I saw clearly and distinctly that our High Priest, instead of coming out of the Holy of Holies of the heavenly sanctuary and coming to earth on the tenth day of the seventh month, at the end of the 2300 days, entered that day for the first time into the second compartment of this sanctuary, in order to do some more work in the Holy of Holies before returning to earth.'12 By this work is meant judgment, which, according to Hiram Edson, should last from 70 to 100 years. Based on these calculations, the dates of the Advent in 1914, then in 1932-1933, were made public, although after Miller's death. According to another version, belonging to Mrs. Ellen White (Ellen White), the overlap occurred due to the violation of Sabbath observance by Christians. Therefore, a proposal was made to correct this omission, which was implemented.

Ранее, в 1844 году, последователь Миллера - Георг Сперр издал шесть проповедей, в которых отвергалось бессмертие души, а вечные мучения истолковывались как совершенное уничтожение грешников. В январе 1845 года адвентисты были исключены из баптистского союза, к которому они ранее принадлежали. Это привело к созданию ими самостоятельной организации.

Проникнув в Европу, секта нашла для себя благоприятную почву в многочисленных протестантских конфессиях. В начале XX века управляющий центр адвентистов находился в Гамбурге. Книги и газеты их издавались "Международным Трактовым Обществом" на многих языках, в том числе и на русском. После смерти Миллера его последователи разделились на: "Евангельских Адвентистов" ("Evangelical Adventists" (1845 г.)), "Адвентистов грядущего века", "Адвентистов Седьмого Дня" ("Seventh-day Adventists" (1863)), "Церковь Божию (Седьмого Дня)" ("Church of God (Seventh Day)", (1866)), "Общество жизни и Второго Пришествия" ("Life and Advent Union" (1862)), "Церковь Бога во Христе Иисусе" (скорее всего "Church of God General Conference (Abrahamic Faith)" (1888)), "Христианской церкви Пришествия" ("Advent Christian Church"). Последние адвентисты отрицают пророческие дарования Елены Уайт и, соответственно, ереси ее последователей - Адвентистов седьмого дня. Многие из этих обществ участвуют в межконфессиональном диалоге через "Advent Christian General Conference of America" ("Генеральную Конференцию Христиан Адвентистов Америки"). В 1964 году "Адвентисты Седьмого Дня" ("Seventh-day Adventists") объединились с движением "Общество жизни и Второго Пришествия" ("Life and Advent Union").

Ранее, в 50-х годах XX века, была проведена серия встреч "Адвентистов Седьмого Дня" с лидерами протестантских конфессий: Дональдом Грей Барнхаузом, Расселом Хитом и Уолтером Мартином. В результате диалога обе стороны пришли к выводу, что находятся гораздо ближе друг к другу, чем это предполагалось ранее. Тем не менее у них все еще остаются разногласия по некоторым существенным вопросам: "условной безнравственности"13, по доктринам субботы, судебного следствия и работы Христа как священнослужителя в небесном святилище, а также по концепции "особых людей для особого послания особого времени".14

В Россию попали именно "Адвентисты Седьмого Дня". Упомянутая выше Елена Уайт (1827-1915 г.г.), оказала огромное влияние на становление этой ветви секты. Госпожа Уайт была визионеркой, свои откровения она получала в состоянии транса. "Мы слышали голос Божий, подобный водам многим, который и указал нам точный день и час пришествия Иисуса Христа"15, - заявляла "пророчица". Именно в видении в апреле 1847 года ей была открыта важность заповеди о субботе. Впрочем идея о поклонении в седьмой день недели возникла еще раньше в среде нью-гемпширских адвентистов, попавших под влияние Рэчел Оукс, принадлежащей к баптистам седьмого дня. С другой стороны, изменение дня поклонения подготовил трактат Джозефа Бэйтса "Seventh-day Sabbath" ("Суббота седьмого дня"). Автор считал, что субботний день был установлен Богом при сотворении мира, заповедан людям в Едеме и вновь восстановлен Моисеем после получения 10 Синайских заповедей. Суббота была заменена на Воскресенье, по мнению Бэйтса, Римской Католической Церковью, а те, кто почитают Воскресенье, поклоняются зверю Откровения 14:6-12, который отождествляется с Папой римским. Но все-таки основная роль в введении почитания субботы в учение адвентизма принадлежит Елене Уайт.

Елена Хармон и ее сестра-близнец Элизабет родились в 1827 году в семье, принадлежавшей к методистской церкви. Уже в детстве, из найденной случайно листовки, Елена узнала о грядущем Втором Пришествии. Ожидание скорой гибели мира привело ее в ужас. Вскоре будущая пророчица получила сильную травму головы. "Растроенные нервы отказывались ей подчиняться даже при самых простых занятиях, таких как чтение и письмо. У нее так сильно тряслись руки, что она была не в состоянии управлять ими ... и часто ее одолевало головокружение".16 В 1840 году Елена услышала произведшую на нее сильное впечатление проповедь приехавшего в Портленд Миллера. В это же время она начала видеть сны, в которых ее утешал Иисус. Наступил 1843 год - время всеобщего ожидания последователями Миллера возвращения Христа. Энтузиазм семьи Хармон, с которым она относилась ко взглядам Миллера, а также редкое посещение занятий, вызвало недовольство методистской общины и последующее отлучение Хармонов от церкви. Такой поворот событий еще больше сблизил Елену с адвентистами.

"Великое Разочарование" произвело на нее тяжелейшее впечатление. От депрессии, однако, "пророчица" спаслась благодаря своим снам и видениям, которые убедили ее в истинности адвентизма. Первые откровения - о субботе и двери спасения поставили Елену в оппозицию к основной массе последователей Миллера. В течении нескольких лет небольшую группу, поверивших ее видениям, называли "субботниками и адвентистами закрытой двери".17 В 1846 г. Елена вышла замуж за Джэймса Уайта, нерукоположенного проповедника, лидера раннего движения адвентистов. Ко всему прочему, он был в то время редактором "Rewiew and Herald" и оказывал сильную поддержку своей жене, рекламируя ее видения. Воспользовавшись столь мощной помощью, Елена быстро захватила практически неограниченную власть в движении, так что когда в 1851 году Джеймс Уайт попытался остановить публикации о ее видениях, его попросили оставить редакторскую должность.

В 1855 году супруги Уайт решили перенести штаб-квартиру своего движения в "Battle Creek", Штат Мичиган, а в 1863 году общество "Адвентистов Седьмого Дня" было официально зарегистрировано. Это произошло на Всеобщей Конференции в Battle Creek, объединившей под лозунгом образования церкви около 4000 человек.

На пост первого президента был выдвинут Джеймс Миллер, отклонивший, однако, свою кандидатуру. На посту президента он уже впоследствии провел 10 лет. Оппозиция, не желавшая создания официальной организации адвентистов, была таким образом подавлена. Чтобы подвести материальную базу под работу общества, с 1858 года был введен поголовный сбор десятины в центральную кассу адвентистов. Оправдывалось это, разумеется, при помощи Ветхого Завета. За два десятилетия, последовавших за формальной организацией общества, число членов выросло до 20 тысяч человек. Такой рост произошел благодаря проповедническим кампаниям по округам, таким же как у баптистов, методистов и других евангелических конфессий.

"Адвентисты Седьмого Дня" часто становились жертвами преследований из-за почитания субботы. В конце XIX века несколько движений в США: "Национальная Ассоциация Реформ", "Женское Христианское Общество Трезвости" и "Американская Объединенная Партия Субботы" подразумевали под субботой воскресенье. Были изданы законы, запрещающие работу и всякую деятельность в воскресенье, и, в результате, множество "Адвентистов Седьмого Дня" было арестовано за нарушение выходного дня. Причем, с ними обращались, как с закоренелыми преступниками, заковывая в кандалы. Это заставило "Всеобщую Конференцию" выйти на политическую арену и начать "энергичную кампанию по "обработке" членов конгресса" 18, что положило конец арестам.

После смерти в 1885 г мужа, Елена Уайт в течение двух лет организовывала деятельность секты в Европе, а с 1891 по 1900 годы занималась созданием структуры организации в Австралии. Одновременно, пользуясь своим неограниченным влиянием, она примиряла возникающие в различных группах адвентистов вероучительные разногласия.19 К этому же периоду относится и появление конкурирующих пророчиц, с которыми приходилось вести идейную борьбу: "В начале 1884 года Анна Гармир из Петоски, штат Мичиган, заявила, что ей помимо прочего было открыто, что испытание земли закончится в октябре 1884 года. Миссис Уайт отвергла "богодухновенную идею" Анны, высказав предположение, что оно исходило главным образом от ее отца, но Гармиры продолжали настаивать на своем. И, хотя им не удалось убедить многих адвентистов, их влияние продолжало потихонечку тлеть вплоть до 1900 года, когда оно ненадолго вспыхнуло в Арканзасе. Однако еще больше беспокойства причинила Анна Филипс Райс, молодая религиозная деятельница из Огдена, штат Юта, которая стала получать видения в 1891 году, вскоре после того, как миссис Уайт покинула Америку, чтобы лет десять пожить в Австралии. ...и вскоре ее (Райс) "видения" и "свидетельства" были приняты... лидерами Адвентистского движения... В конечном итоге, слово Елены Уайт убедило этих лидеров в том, что возможно Анна и была искренней христианкой, действующей из самых лучших побуждений, но она тем не менее ошибалась... Приблизительно в конце века Фанни (Фрэнсис И.) Болтон, в прошлом помощница Елены Уайт в области литературы, также заявила о том, что ей дано божественное откровение...".20

К этому же времени, в среде самих адвентистов возникли сомнения в пророческом даре миссис Уайт.21 Влиятельный лидер движения Алонзо Т. Джонс в работе "Немного истории, немного опыта, немного фактов" заявил, что в свидетельствах визионерши есть ошибки и противоречия.22 Многих возмущало, что она позволяет своему сыну Уильяму влиять на содержание своих пророчеств для достижения личных, политических целей. Джон Харлей Келлогг, известный врач, возглавлявший санаторий для "Адвентистов Седьмого Дня" в Battle Creek, пытался полностью дискредитировать пророчества миссис Уайт. Недоверие к ее трудам продолжало лихорадить движение на протяжении нескольких поколений даже после смерти Елены в 1915 году. Этот процесс обострился в 1970-х годах, когда несколько ученых опубликовали свои исследования по творчеству Уайт. Наиболее резкая книга вышла из под пера священослужителя "Адвентистов Седьмого Дня" - Уолтера Ри и называлась "White Lie" ("Белая ложь", "ложь во спасение". Автор использовал игру слов. Т. к. фамилия Елены - Уайт, то название книги могло читаться как "Уайт Ложь"). В работе Ри приводились примеры прямых цитат, которые Елена, заимствуя из чужих трудов, выдавала за свои пророчества. Ри обвинил "предсказательницу" в том, что в своих 53 книгах она "скопировала и позаимствовала практически все".23 Причем, некоторых адвентистских богословов больше всего беспокоило то, что "она пользовалась словами авторов первоисточников при описании слов, которые слышала в видении. В нескольких случаях, цитируя слова Христа или ангелов, она использовала работы XIX века".24 Высшее руководство организации однако поднялось на защиту своей основательницы. Президент Нил Уилсон заявил, "что мысли пророка могут быть богодухновенными, хотя и заимствованными".25 На Всеобщей Конференции "Адвентистов Седьмого Дня" в 1980 г. миссис Уайт была утверждена в своем пророческом достоинстве. Книги ее были признаны "авторитетным источником истины".26 Те сотни адвентистских теологов, которые не согласились с таким утверждением, были изгнаны из общества, которое хотели реформировать. Наиболее выдающимся из них был Дезмонд Форд, "рукоположение" которого было также "аннулировано" в 1983 году. Он доказывал, что пророчества Уайт противоречат текстам Священного Писания, особенно в части доктрины судебного следствия. Действительно, согласно работе под названием "Questions of Doctrine" ("Вопросы Доктрины"), "грехи всех людей должны быть возложены на сатану"27, который и понесет за них наказание. Этим отрицается спасительность Крестных Страданий Христа.

В настоящее время во главе общества стоит Генеральная Конференция в Вашингтоне, Округ Колумбия, штаб которой расположен в Takoma Park. Сюда он был перенесен в 1903 году из Battle Creek, Штат Мичиган. Генеральная Конференция состоит из делегатов местных конференций. Организация делится на дивизионы, союзы, объединения, собрания, управляемые "elders" (пресвитерами) и "deacons" (дьяконами). Россия входит в Евро - Азиатский дивизион. В 1980 году секта насчитывала 3,3 миллиона членов. Финансовую основу деятельности общины, кроме десятины, составляет и продажа литературы. В 1963 году книги и журналы выпускались на 228 языках. Сейчас уже на 600. Наряду с этим свое учение адвентисты распространяют с помощью радио- и телепередач, а также заочных библейских курсов. Движение действует приблизительно в двухстах странах (почти там же, где и "Свидетели Иеговы"). Быстрее всего адвентизм распространяется в Южной Европе, Корее и Африке. В последнее время в результате активной миссионерской работы к секте присоединилось много новых членов в Латинской Америке, странах Карибского бассейна и африканских странах, расположенных в районе Сахары. Предполагается, что к концу XX века численность адвентистов достигнет пяти с половиной миллионов человек.