«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

"Великое Разочарование" произвело на нее тяжелейшее впечатление. От депрессии, однако, "пророчица" спаслась благодаря своим снам и видениям, которые убедили ее в истинности адвентизма. Первые откровения - о субботе и двери спасения поставили Елену в оппозицию к основной массе последователей Миллера. В течении нескольких лет небольшую группу, поверивших ее видениям, называли "субботниками и адвентистами закрытой двери".17 В 1846 г. Елена вышла замуж за Джэймса Уайта, нерукоположенного проповедника, лидера раннего движения адвентистов. Ко всему прочему, он был в то время редактором "Rewiew and Herald" и оказывал сильную поддержку своей жене, рекламируя ее видения. Воспользовавшись столь мощной помощью, Елена быстро захватила практически неограниченную власть в движении, так что когда в 1851 году Джеймс Уайт попытался остановить публикации о ее видениях, его попросили оставить редакторскую должность.

В 1855 году супруги Уайт решили перенести штаб-квартиру своего движения в "Battle Creek", Штат Мичиган, а в 1863 году общество "Адвентистов Седьмого Дня" было официально зарегистрировано. Это произошло на Всеобщей Конференции в Battle Creek, объединившей под лозунгом образования церкви около 4000 человек.

На пост первого президента был выдвинут Джеймс Миллер, отклонивший, однако, свою кандидатуру. На посту президента он уже впоследствии провел 10 лет. Оппозиция, не желавшая создания официальной организации адвентистов, была таким образом подавлена. Чтобы подвести материальную базу под работу общества, с 1858 года был введен поголовный сбор десятины в центральную кассу адвентистов. Оправдывалось это, разумеется, при помощи Ветхого Завета. За два десятилетия, последовавших за формальной организацией общества, число членов выросло до 20 тысяч человек. Такой рост произошел благодаря проповедническим кампаниям по округам, таким же как у баптистов, методистов и других евангелических конфессий.

"Адвентисты Седьмого Дня" часто становились жертвами преследований из-за почитания субботы. В конце XIX века несколько движений в США: "Национальная Ассоциация Реформ", "Женское Христианское Общество Трезвости" и "Американская Объединенная Партия Субботы" подразумевали под субботой воскресенье. Были изданы законы, запрещающие работу и всякую деятельность в воскресенье, и, в результате, множество "Адвентистов Седьмого Дня" было арестовано за нарушение выходного дня. Причем, с ними обращались, как с закоренелыми преступниками, заковывая в кандалы. Это заставило "Всеобщую Конференцию" выйти на политическую арену и начать "энергичную кампанию по "обработке" членов конгресса" 18, что положило конец арестам.

После смерти в 1885 г мужа, Елена Уайт в течение двух лет организовывала деятельность секты в Европе, а с 1891 по 1900 годы занималась созданием структуры организации в Австралии. Одновременно, пользуясь своим неограниченным влиянием, она примиряла возникающие в различных группах адвентистов вероучительные разногласия.19 К этому же периоду относится и появление конкурирующих пророчиц, с которыми приходилось вести идейную борьбу: "В начале 1884 года Анна Гармир из Петоски, штат Мичиган, заявила, что ей помимо прочего было открыто, что испытание земли закончится в октябре 1884 года. Миссис Уайт отвергла "богодухновенную идею" Анны, высказав предположение, что оно исходило главным образом от ее отца, но Гармиры продолжали настаивать на своем. И, хотя им не удалось убедить многих адвентистов, их влияние продолжало потихонечку тлеть вплоть до 1900 года, когда оно ненадолго вспыхнуло в Арканзасе. Однако еще больше беспокойства причинила Анна Филипс Райс, молодая религиозная деятельница из Огдена, штат Юта, которая стала получать видения в 1891 году, вскоре после того, как миссис Уайт покинула Америку, чтобы лет десять пожить в Австралии. ...и вскоре ее (Райс) "видения" и "свидетельства" были приняты... лидерами Адвентистского движения... В конечном итоге, слово Елены Уайт убедило этих лидеров в том, что возможно Анна и была искренней христианкой, действующей из самых лучших побуждений, но она тем не менее ошибалась... Приблизительно в конце века Фанни (Фрэнсис И.) Болтон, в прошлом помощница Елены Уайт в области литературы, также заявила о том, что ей дано божественное откровение...".20

К этому же времени, в среде самих адвентистов возникли сомнения в пророческом даре миссис Уайт.21 Влиятельный лидер движения Алонзо Т. Джонс в работе "Немного истории, немного опыта, немного фактов" заявил, что в свидетельствах визионерши есть ошибки и противоречия.22 Многих возмущало, что она позволяет своему сыну Уильяму влиять на содержание своих пророчеств для достижения личных, политических целей. Джон Харлей Келлогг, известный врач, возглавлявший санаторий для "Адвентистов Седьмого Дня" в Battle Creek, пытался полностью дискредитировать пророчества миссис Уайт. Недоверие к ее трудам продолжало лихорадить движение на протяжении нескольких поколений даже после смерти Елены в 1915 году. Этот процесс обострился в 1970-х годах, когда несколько ученых опубликовали свои исследования по творчеству Уайт. Наиболее резкая книга вышла из под пера священослужителя "Адвентистов Седьмого Дня" - Уолтера Ри и называлась "White Lie" ("Белая ложь", "ложь во спасение". Автор использовал игру слов. Т. к. фамилия Елены - Уайт, то название книги могло читаться как "Уайт Ложь"). В работе Ри приводились примеры прямых цитат, которые Елена, заимствуя из чужих трудов, выдавала за свои пророчества. Ри обвинил "предсказательницу" в том, что в своих 53 книгах она "скопировала и позаимствовала практически все".23 Причем, некоторых адвентистских богословов больше всего беспокоило то, что "она пользовалась словами авторов первоисточников при описании слов, которые слышала в видении. В нескольких случаях, цитируя слова Христа или ангелов, она использовала работы XIX века".24 Высшее руководство организации однако поднялось на защиту своей основательницы. Президент Нил Уилсон заявил, "что мысли пророка могут быть богодухновенными, хотя и заимствованными".25 На Всеобщей Конференции "Адвентистов Седьмого Дня" в 1980 г. миссис Уайт была утверждена в своем пророческом достоинстве. Книги ее были признаны "авторитетным источником истины".26 Те сотни адвентистских теологов, которые не согласились с таким утверждением, были изгнаны из общества, которое хотели реформировать. Наиболее выдающимся из них был Дезмонд Форд, "рукоположение" которого было также "аннулировано" в 1983 году. Он доказывал, что пророчества Уайт противоречат текстам Священного Писания, особенно в части доктрины судебного следствия. Действительно, согласно работе под названием "Questions of Doctrine" ("Вопросы Доктрины"), "грехи всех людей должны быть возложены на сатану"27, который и понесет за них наказание. Этим отрицается спасительность Крестных Страданий Христа.

В настоящее время во главе общества стоит Генеральная Конференция в Вашингтоне, Округ Колумбия, штаб которой расположен в Takoma Park. Сюда он был перенесен в 1903 году из Battle Creek, Штат Мичиган. Генеральная Конференция состоит из делегатов местных конференций. Организация делится на дивизионы, союзы, объединения, собрания, управляемые "elders" (пресвитерами) и "deacons" (дьяконами). Россия входит в Евро - Азиатский дивизион. В 1980 году секта насчитывала 3,3 миллиона членов. Финансовую основу деятельности общины, кроме десятины, составляет и продажа литературы. В 1963 году книги и журналы выпускались на 228 языках. Сейчас уже на 600. Наряду с этим свое учение адвентисты распространяют с помощью радио- и телепередач, а также заочных библейских курсов. Движение действует приблизительно в двухстах странах (почти там же, где и "Свидетели Иеговы"). Быстрее всего адвентизм распространяется в Южной Европе, Корее и Африке. В последнее время в результате активной миссионерской работы к секте присоединилось много новых членов в Латинской Америке, странах Карибского бассейна и африканских странах, расположенных в районе Сахары. Предполагается, что к концу XX века численность адвентистов достигнет пяти с половиной миллионов человек.

Генеральная Конференция также контролирует деятельность многочисленных учебных и медицинских заведений, созданных адвентистами. Первое медицинское учреждение санаторного типа было создано еще в 1866 году в Battle Creek. Вообще, в отличии от "Свидетелей Иеговы", не утруждающих себя программами милосердия, адвентистские миссии имеют гуманитарную направленность. Медицинская деятельность была всегда тесно связана с миссионерской проповеднической деятельностью, а в последние годы к этому добавились еще и другие, не связанные с проповедью служения. По всему миру движение содержит около ста пятидесяти больниц и санаториев и более двухсот пятидесяти клиник и диспансеров.28 В Японии, кроме больницы, есть еще фабрика по изготовлению здоровой пищи, колледж и несколько англоязычных школ, которыми руководят студенты-миссионеры, решившие на несколько лет прервать свое образование в американских колледжах, чтобы поработать с японскими школьниками. Однако, несмотря на огромные расходы, движение японских "Адвентистов Седьмого Дня" остается небольшим, оно насчитывает менее ста общин с общим числом членов приблизительно в десять тысяч.

Одной из серьезных медицинских и миссионерских программ, проходивших под руководством "Адвентистов Седьмого Дня", была организация плавучей клиники на реке Амазонке. Это мероприятие началось в 1930-х годах, когда Джесси и Лео Хэлливилл, медсестра и инженер-электрик на своем девятиметровом плавучем доме-клинике путешествовали вверх и вниз по реке, оказывая простейшую помощь в тех районах, где люди умирали от голода, оспы, сифилиса, проказы и других болезней. После двадцати пяти лет деятельности, Хэлливиллсы "уволились, чтобы начать в Рио-де-Жанейро новую работу по руководству деятельностью всех плавучих медицинских центров в Южной Америке. Однако до их ухода к их работе присоединились многие другие, и Амазонка буквально наводнилась плавучими клиниками".29 Несмотря на все это, было бы ошибкой предполагать, что миссионерская программа адвентистов по своей природе имеет исключительно гуманитарную направленность. Основным ее направлением была проповедническая деятельность с целью выполнения плана приведения в движение миллионов новых членов. Всемирная компания под лозунгом "тысяча душ в день, на протяжении тысячи дней"30 была провозглашена в 1982 году президентом Ниллом Уилсоном в статье "Время жатвы". Интересно, что аналогичные названия встретятся нам и в статьях руководителей "Общества Сторожевой башни".

Сектанты признают Библию, но наряду с ней ставят труды Елены Уайт. Имеются книги: "Ключ к священным писаниям", "Все испытывайте", "Надежда мира", "Наследие святых" и т.д. Адвентисты являются противниками алкоголя, табака, наркотиков и стимуляторов. Употребление свинины считается тяжким грехом. Эти запреты основываются на одном из откровений госпожи Уайт, которая уже в ранний период своей деятельности много энергии затрачивала на решении вопросов сохранения здоровья. Во время своих миссионерских путешествий она выступала с лекциями о диете, трезвости и здравоохранении. Эти вопросы очень интересовали американскую публику того времени: "именно своими лекциями о воздержании она собирала в 1860-х и 1870-х годах самые большие толпы народа".31 Позже под диетические запреты было подведено богословское обоснование, суть которого заключалась в признании тела - Храмом Духа Святого, и, соответственно, в необходимости защитить человеческое тело от вредных и оскверняющих веществ.

В организацию принимаются через крещение, причем отвергается крещение детей. Взрослые неофиты выслушивают предварительные наставления и проповеди, и перед обрядом дают обет перед собранием, что "они оставили служение сатане и стали членами Царственной семьи. Детьми небесного Царя".32 После этого происходит крещение путем полного погружения в воду. Каждые три месяца празднуется так называемая вечеря. Она совершается на неквасном хлебе и безалкогольном вине. Перед этим событием происходит омовение ног. Мужчины омывают мужчинам, женщины - женщинам. После вечери следует братский поцелуй.

Общины адвентистов отличаются сильно выраженной замкнутостью. В браки им разрешено вступать только между собой. Молитвенные собрания проводятся, как правило, утром в субботу, а также в вечерние часы среды и пятницы. Богослужения состоят из чтения и толкования Библии, молитв, проповедей, пения (в сопровождении пианино, органа, магнитофона) духовных песен из сборника "Псалмы Сиона", изданного еще в 1927 г., а также "Библейского часа". Раз в году, как правило, в последнюю субботу сентября, отмечается единственный годовой праздник День Жатвы.

На 1 января 1996 года в Российской Федерации зарегистрировано 212 общин при 8 религиозных управлениях. Имеется одно учебное заведение и одна миссия. С 1993 года тиражом от 20 до 40 тыс. издается ежеквартальный журнал - Адвентистский Вестник.

Основные вероучительные положения "Адвентистов Седьмого Дня" сходны с вероучительными положениями большинства протестантских конфессий. Но таковыми они стали в результате определенной эволюции. По словам Ричарда Шварца, историка этого движения: "большинство простых адвентистов, возможно, не знало того, что многие из их выдающихся служителей долго придерживались неортодоксально-арианских или полуарианских взглядов на божественность".33 В конце XIX века у адвентистов возникло еще одно еретическое направление - "пантеистическое и полупантеистическое течение мыслей, которое заключается в том, ...что Бог есть во всех людях и во всех предметах".34 В настоящее время адвентисты разделяют общие мнения протестантских течений, но, в отличие от кальвинистов, признают свободу воли человека, отвергая таким образом учение об абсолютном предопределении.