«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Незадолго перед началом Великой Отечественной войны к СССР были присоединены Западная Украина, Западная Белоруссия, Буковина и Бессарабия. Вальтер Коларц в своей книге "Религия в Советском Союзе" сообщает что: "благодаря присоединению территорий к Советскому Союзу в 1939/40 годах, где были небольшие, но очень активные группы "Свидетелей Иеговы", они оказались в России" 84.

Это, конечно не означает отсутствия на территории России отдельных представителей "Общества Сторожевой башни" в более ранние периоды. В издании "Свидетели Иеговы в России", опубликованном в 1996 году, приводится письмо члена секты, появившееся в “Сторожевой башне” за 1887 год, в котором он сообщает, что отправляет "...экземпляры “Сторожевой башни” по почте в разные места, даже в Россию" 85. Там же мы встречаем упоминание о том, что "в России у Ч.Рассела была важная встреча с верующими, который как миссионер распространял библейскую истину среди живущих там людей" ("Сторожевая башня 09.1891 г.). Конечно, достоверность подобной информации очень невысока.

"Сторожевая башня" от 12.1911г. поместила письмо разъездного служителя Общества в Восточной Европе Р.Х.Олежинского, упоминавшего о 10 тысячах готовых русскоязычных экземплярах брошюры "Где находятся умершие?" 86

Издание "Свидетели Иеговы в России" ссылается также на ежегодник Общества за 1927 г., в котором помещено письмо из России: "В нашем хозяйстве десять верующих, еще четверо - в Кургане, пять - в Шарапкино и шесть - в Павловке" 87. Советская власть в то время относилась к сектантам с пониманием. Это видно даже из разрешения миссионеру Янгу напечатать в Курске 15 тысяч буклетов "Свобода" и "Где находятся умершие?" В своем письме от 14.02.1929 г. миссионер сообщил Руттерфорду более ста адресов завербованных 88. Зная об эффективности советских спецслужб того времени, можно с большой степенью уверенности предположить дальнейшую судьбу доверившихся Янгу людей.

В изданиях "Общества Сторожевой башни" описываются гонения, которым подвергались "Свидетели Иеговы" нацистами за антивоенную пропаганду во время Второй Мировой Войны. Впрочем, так как большинство их оказалось на оккупированных территориях, то после войны члены общества были репрессированы под стандартным для того времени предлогом сотрудничества с оккупантами.

По некоторым данным к 1949 г. на территории СССР насчитывалось 20 тысяч семей "Свидетелей Иеговы" 89. Но по другим, гораздо более достоверным, к 1946 году в СССР было всего лишь 8633 Свидетеля Иеговы 90.

В 1949 г. иеговисты СССР направили письмо из шести пунктов министру внутренних дел. В нем они сообщали, что цель их деятельности состоит в распространении Библии, издании религиозной литературы, организации библейских просветительских курсов для взрослых и детей, создании специальных школ и классов. Реакция органов последовала незамедлительно. Весной 1951 г. около 7000 (из 8633) иеговистов было отправлено в сибирскую ссылку 91. Карательные меры успеха не принесли, так что к 1956 году сектантов насчитывалось уже более 17 тысяч человек.

Деятельность российских "Свидетелей Иеговы" контролировалась из Бруклина. Правящая корпорация до 1964 года неприязненно относилась к советской власти. Из-за этой враждебности существовал запрет на регистрацию иеговистских объединений. Да и деятельность российских "Свидетелей Иеговы" классифицировалась не иначе как антисоветская. Поэтому даже до 1990 года деятельность организации проходила под контролем КГБ.

Общество имело жесткую, законспирированную структуру. Территорию страны разбили на зоны, управляемые краевыми комитетами, руководители которых имели нелегальные каналы связи с Западом. Зоны в свою очередь делились на округа.

Членам секты запрещалось принимать участие в выборах, служить в армии. Даже вступать в профсоюз им было разрешено только при президенте Норре, выяснившем наконец, что это не политическая организация. Подобные запреты вели к многочисленным конфликтам с властями.

Советские "Свидетели Иеговы" получали из Бруклина бюллетень "Организационные указания для норм поведения свидетелей Иеговы" с рекомендациями к безбрачию 92, хотя из США шли гораздо более разумные указания чем те идеи, которые возникали в головах местного сектанского начальства. Долгое время отечественное руководство "Свидетелей Иеговы" предписывало членам организации не посещать клубы, театры и т.д. Но из-за границы пришло другое решение "В наше время братья и сестры должны быть грамотными, чтобы понимать события. Если бы их братья и сестры на Западе так же фанатично исповедовали учение Иеговы, то им пришлось бы исключить своих верующих из артистических союзов, рабочих клубов и т.п." 93. Подобный широкий взгляд Бруклина на культуру вызвал крайне негативную реакцию советских иеговистов.

В 1959 году советские "Свидетели Иеговы" разделились на три течения: сторонников руководителя сибирского краевого комитета П. Зятека, оппозиционную группу "Назначенные Иеговой" и не присоединившихся ни к тем, ни к другим. Поводом к расколу явилось разоблачение внедренного в подпольную типографию "Свидетелей Иеговы" сотрудника КГБ. Позднее возникли и вероучительные разногласия, дающие о себе знать до сих пор.

Еще одно самостоятельное течение иеговизма появилось около 1968 года. Причиной его возникновения было смягчение Бруклином в 1964 году отношения к советской власти, с чем не согласились местные свидетели, перенесшие репрессии. Некоторые общины, особенно на Украине, перестали признавать авторитет "Правящей корпорации".

Кризис, связанный с неисполнением "пророчества" о 1975 годе, задел и Советский Союз. Многие иеговисты оставили секту, перейдя в другие религиозные организации.