«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Отличительной чертой рассматриваемых нами течений сектантства, сформировавшихся на фоне постоянного нагнетания эсхатологических страстей, было стремление к предсказанию конкретных дат Второго Пришествия. Как правило для этой цели применяется формула "день за год", возникшая в первом столетии по Р. Х. в среде еврейских раввинов, истолковывавших промежутки времени в 1290, 1335 и 2300 дней из книги Пророка Даниила. Среди христианских конфессий мы встречаем подобные способы расчета у католического аббата Иоахима Флорского, жившего в XII веке. Он объяснял и 1260 дней, упомянутых в Откр.11:3; 12:6, пользуясь этим методом. Время шло, и разные толкователи установили длинную череду дат. Предсказания их упоминали 1260-й, затем 1360-й годы и более поздние даты в шестнадцатом столетии. Архиепископ Джеймс Ушер (1585 - 1656) назначал дату светопреставления между 1896-м и 1901-м годами.

В 1796 году Джордж Белл в лондонском журнале напророчил падение "антихриста" (Папы Римского) в 1797 или в 1813 году. Его предсказание было основано на толковании 1260 дней. Некоторое время спустя произошло невероятное - Папа был взят в плен французскими войсками и был вынужден отправиться в изгнание. Многие восприняли это как наиболее замечательное исполнение библейского пророчества. 1798 год стали считать концом предсказанных 1260 дней, а 1799-й началом конца.

Американский богослов Джонатан Эдвардс (1703-58) в незаконченном труде "History of the Work of Redemption" предрек открытие царства Христова в Америке в конце XIX - начале XX века.

Европейские политические катаклизмы начала XIX века породили новый всплеск предсказаний. Среди предсказателей был англичанин по имени Джон Акила Браун. В начале 1800-х годов он напечатал объяснение 2300 дней из Дан.12, доказывая, что они закончатся в 1844 году. В 1831 году "отец" адвентизма Миллер позаимствовал у него этот год, назначив явление Спасителя на 22 октября 1844 года, правда после долгих колебаний между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Последователи его не отставали от своего основоположника. Х. Эдсон скорректировал дату конца мира, перенеся ее на 1914 г. Потом на 1932-1933 г.г. Последнее предсказание адвентистов назначало Апокалипсис на 1995 год.

Российские сектанты XIX века также увлекались "пророчествами". В 1832 году представители некоторых духоборов молоканского толка, живших в Крыму, по предсказанию Никиты Иванова, распродали имущество и целыми семьями двинулись в Закавказье - встречать на горе Христа. В 1864 году кавказские молокане села Карабулах объявили о Втором Пришествии. Закавказские духоборы ожидали конца мира 29 июня 1895 года, когда, по их мнению, с неба должен был явиться их вождь Петр Калмыков. В 1928 году дух сказал одной представительнице Евангельских Христиан Пятидесятников Сионистов из деревни Романовка, что надо срочно ехать на Сион встречать Христа. "Несмотря на холодную зимнюю погоду, почти все бричками стали отъезжать в неизвестном направлении, бросив дома, хозяйство. Их, конечно, задержали местные власти, и при медицинском освидетельствовании нашли некоторых из них нервнорастроенными, почти душевнобольными, и под надзором милиции вернули назад в Романовку. Двое из детей замерзли" 150.

Подобное случалось неоднократно в сектах хлыстов, скопцов, молокан, малевановцев. Но вернемся к "Обществу Сторожевой башни". Второе Пришествие, по предположениям Свидетелей Иеговы, будет совершаться при их деятельном участии. "И скоро произойдет "откровение сынов Божиих". В Армагеддоне братья Иисуса будут открыты людям в их небесной славе как те, кто уничтожит врагов Иеговы" 151. Этого времени иеговисты должны "жаждать". В учении "Сторожевой башни" существуют несколько дат, связанных с этим предполагаемым событием 152.

Они имеют свою предысторию, уходящую корнями в прошлое. Уже упомянутый выше Джон Акила Браун является виновником возникновения даты - 1914 год, причем, получает ее так же, как впоследствии руководство Свидетелей Иеговы. Впервые Браун опубликовал свое истолкование "семи времен" из Дан.4 в 1823 году. Согласно его методу, эти "семь времен" превращаются в 2520 лет точно таким же образом, как в сегодняшних публикациях "Сторожевой Башни". Правда, Браун начал отсчет с 604 года до Р.Х., поэтому "дни" заканчивались в 1917 году по Р.Х., когда "полная слава царства Израиля найдет свое совершенство". Дальнейшая коррекция привела к исправлению этой даты. После того, как пророчество о 1844 годе не исполнилось, произошел раскол различных групп движения Второго пришествия, большинство из которых установили новые даты возвращения Христа. Одна из таких групп сформировалась вокруг Н. Х. Барбора из города Рочестер (штат Нью-Йорк). Барбор изучил работы Брауна, принял большинство его толкований, но изменил начало отсчета 2520 дней на 606 год до Р.Х., получив в результате 1914 год (на самом деле он ошибся в расчетах, так как добавил только 2519 лет). В номере своего журнала "Вестник утра" от июля 1878 года Барбор заявил, что "Времена язычников" заканчиваются в 1914 году.

В это время помощником редактора упомянутого журнала движения Второго пришествия стал Ч. Т. Расселл, который позже в своей статье, помещенной в номере "Сторожевой башни" от 15.07.1906 года, и не скрывал факт сотрудничества с Барбором, заимствование его хронологии, многое в которой в свою очередь было заимствовано у Джона Акилы Брауна.

Толкование "семи времен" и даты 1914 года, принятые Расселлом, были связаны с 1874 годом, имевшем первостепенное значение в глазах Барбора и его приверженцев (до 1914 года были еще десятки лет, а 1874 год только что прошел). Они считали, что 1874 год отмечал конец 6000 лет человеческой истории, и ожидали в этом году возвращения Христа. Иногда назначалась другая дата вхождения человечества в седьмое тысячелетие, "тысячелетие Царства Бога" - 1872 год. "В этой главе мы представим библейское доказательство, которое подчеркивает, что шесть тысяч лет, начиная с творения Адама, окончилось в 1872 г. по Р.Х. и, следовательно, с 1872 года хронологически мы вошли в седьмую тысячу лет или тысячелетие, начало которого представляет "День Господень", "день Скорби", чтобы засвидетельствовать о сокрушении царств этого мира" 153.

Далее последовал 1874 год как время Второго Пришествия, но по прошествии этой даты пришлось наметить еще одну, следующую за ней через 3,5 года, т.е. в 1878 году. "Единственная цель этого действия отметить параллельную точку времени этой жатвы, когда Он в действительности должен принять царственное положение и власть. Эта дата приходится на весну 1878 года, т.е. три с половиной года спустя после Своего Второго пришествия, в начале периода жатвы в 1874 году" 154. Когда названные сроки прошли, наступило очередное разочарование. В это время один из членов движения Второго пришествия Б. У. Кит обнаружил, что в одном из переводов Нового Завета - "Эмфатической диаглотте", в стихах о возвращении Христа вместо слова "пришествие", употреблялось слово "присутствие". Кит подал Барбору идею о том, что Христос действительно вернулся в 1874 году, но невидимо, и что Он незримо "присутствует", выполняя дело суда.

Таким образом, понятие "невидимого присутствия" позволило адвентистам, связанным с Барбором, сказать, что в конце концов их "дата (1874 год) оказалась верной, но ожидания в связи с этой датой были неверными" 155. Это объяснение было принято и заимствовано Расселом. Позже он изменил дату на 1914 год: "...глаз человека не увидит Его во время Второго пришествия, и что Он не придет во плоти... Иисус Христос взошел на Царство в 1914 году по Р.Х., но невидимо для людей..." 156

Учение о невидимом возвращении Господа на землю и реализации Его воли в деятельности "Общества Сторожевой башни" противоречит яснейшим указаниям Священного Писания, свидетельствующим о видимом Втором Пришествии: "ибо, как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие (hJ parousi;a) Сына Человеческого... и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. (Мф.24:27;30) В настоящее время "Свидетели Иеговы" придерживаются приведенного выше мнения Ч. Рассела, что слово "parousi;a" обозначает не "пришествие" ("coming"), а "присутствие" ("presence"). В Новом Завете это слово употребляется и в других местах. Например Св. Апостол Павел пишет: "Я рад прибытию Стефана" (cai;rv de' ejpi' th[/ parousi;a/ Stefana[) (1 Кор.16:17). Слово "parousi;a" явно означает здесь именно прибытие Стефана, который был в другом месте и пришел к Святому Апостолу Павлу, а не незримо присутствовал с ним в духе. Parousi;a Господа нашего Иисуса Христа будет совершенно явной, ибо Он "придет таким же образом, как ... видели Его восходящим на небо" (Деян.1:11).

Сегодня более двенадцати миллионов Свидетелей считают, что невидимое присутствие Христа началось в 1914 году. Однако в течение почти пятидесяти лет "Общество Сторожевой башни", выступая в роли пророка, относило это ожидаемое событие к 1874 году 157.

В 1922 году на конвенции в Сидар Пойнт было принято решение о том, что Христос официально начал править Своим Царством в 1914 году. До этого десятилетиями Сторожевая башня учила, что это произошло в 1878 году.