«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Итак, на фоне многочисленных индокринированных фобий у члена организации могут возникнуть различного рода психические нарушения. Наряду с этим он твердо уверен, что в "Обществе Сторожевой башни" содержится абсолютная истина. Чтобы не потерять состояние душевного комфорта, сектанту приходится Библию рассматривать через призму журналов Организации. В дополнение к такому чтению нужно раз в неделю посещать особое занятие по изучению книг и дважды в неделю бывать в "Зале Царства". Кроме того есть еще большой летний конгресс и несколько более мелких на протяжении всего остального года. На одном из собраний действует "теократическая школа", в которой учат проповедовать и отстаивать точку зрения Общества при помощи литературы. Выполняя все вышеперечисленное, человек может быть более или менее уверен в своем спасении. При этом он и других "спасает". Кажется, жизнь и деятельность сектанта проходит довольно спокойно, но вдруг появляется странная информация, например о том, что в ГНЦ им. В.П.Сербского на экспертизе находится последовательница "Свидетелей Иеговы", пытавшаяся убить на религиозной почве своего малолетнего ребенка, или о том, что последовательница Общества выбросила из окна своего сына и, высунувшись следом из окна, нараспев читала Библию и громко радовалась, что теперь ее святой сын спасен 220.

Или другой случай, происшедший уже в Соединенных Штатах. Согласно информации, опубликованной в Winnipeg Free Press, 10.02.1987 г. Джим Костелниук, покинув общество в 1978 году, был лишен общения. Его жена, оставшаяся в секте, препятствовала ему видеться с детьми, и позже вышла замуж за другого члена секты. В 1985 году она и оба ребенка были убиты новым мужем, членом организации 221.

В учении "Общества Сторожевой башни" отсутствуют призывы к насилию в отношении близких. Но можно предположить, что существуют причины заставляющие сектанта стремиться к смерти близкого человека. Из изданий Общества мы знаем, что "Свидетели Иеговы" категорически отрицают бессмертие человеческой души. Они считают, что после смерти души всех людей умирают, но после Армагеддона будут воссозданы вместе с телами. Те, кто не примут Иеговы, будут просто уничтожены, но при этом им не грозит вечное наказание в Аду.

Родственники и знакомые сектантов понимающие, что их ближние попали в беду, с точки зрения представителей организации просто не хотят слушать их "свидетельства". При этом, по учению Башни они попадают под разряд врагов. Их надо "библейски" ненавидеть 222. Но по-человечески сектанту жалко окружающих. И "Свидетель Иеговы" начинает думать, как примирить противоположности: спасти близких, если они мешают миссии? С минуты на минуту наступит Армагеддон, и Иегова уничтожит всех врагов. В их числе окажутся и родные сектанта, и знакомые. И здесь члену Общества может прийти в голову одно из вероучительных положений "Сторожевой Башни", а именно то, что если они умрут ("исчезнут" - по иеговистским представлениям) сейчас, то потом, после Армагеддона, Иегова их создаст заново на испытательный срок, то есть промежуток тысячелетнего царства. Тогда воссозданые близкие сектанта, по его представлениям, убедятся в правоте учения "Свидетелей Иеговы", и ударным трудом на благо секты исправят свои прегрешения.

Какой же вывод может следовать из этих предпосылок? Если их убить сейчас, то волей - неволей они попадут в будущий земной рай на перевоспитание, даже если они сейчас "посланцы сатаны". Это, разумеется, всего лишь гипотеза.

Конечно, нельзя утверждать, что все члены "Общества Сторожевой башни" являются потенциальными убийцами. Но те убеждения, которые внушаются в организации, могут значительно снизить, в глазах "Свидетелей Иеговы" ценность реальной человеческой жизни в этом мире. Возможно, на первый взгляд подобные утверждения покажутся безосновательными, поэтому приведем несколько примеров в их пользу.

24 ноября 1982 года в газете Watertown Daily Times, на стр. 21 было опубликовано сообщение о том, как член организации "Свидетели Иеговы" Холмс, заподозрив, что страдает болезнью крови, застрелил свою спящую жену и шестилетнего сына, а затем покончил с собой. До этого он дважды находился на лечении в психиатрической клинике. Основной причиной его действий, как считают американские полицейские психологи, был запрет на переливание крови в учении организации 223.

Еще раз подчеркнем, что даже многочисленные случаи совершения членами "Общества Сторожевой башни" тяжких преступлений против человеческой жизни, не позволяют сделать обобщающих выводов, хотя американские исследователи и возводят криминальные случаи в деятельности иеговистов к учению самой организации. Например, исследователь Вернер Кохн в своей работе "Jehovah's Witnesses as a Proletarian Sect" ("Свидетели Иеговы как Пролетарская Секта") пишет, что высокие криминальные показатели являются следствием теологических учений "Общества Сторожевой башни". При этом он анализирует литературу организации, которая изобилует кровожадными изображениями и сценами насилия 224. По мнению Кохна, постоянная озабоченность насилием и жестокостью со стороны людей, которые настаивают, что они мирная организация, свидетельствует о том, что у членов секты то "насилие, которое они изображают как совершаемое другими, в большей степени является проекцией их собственных внутренних импульсов" 225. Это мнение может быть рассмотрено как интересная гипотеза, для подтверждения которой желательно проведение серьезных социологических исследований.

Джерри Бергман приводит следующий пример из жизни американских "Свидетелей Иеговы" как иллюстрацию теории Кохна. В 1985 году пятнадцатилетняя миссионерка "Общества Сторожевой башни" Кристина Сэвбридж со своим приятелем совершила зверское убийство 84-х летней вдовы Этел Кэвуд. Преступление было совершено во время посещения ее с целью распространения изданий "Свидетелей Иеговы". Молодые люди нанесли жертве 19 ударов разделочным ножом и разбили ей голову бутылкой. Причиной убийства стали наличные деньги, которыми миссионеры хотели завладеть. Тело они уничтожить не успели, так как торопились на встречу, а утром были заняты на собрании "Свидетелей Иеговы" в "Зале Царства". Вся семья Кристины - убежденные члены "Общества Сторожевой башни". Выяснилось, что до этого она воровала деньги у пожилых людей, когда помогала отцу в распространении журналов секты. Лидеры секты отказываются комментировать этот случай 226.

Еще один случай, который позволяет американским специалистам сделать вывод, что молодые люди, воспитывающиеся в семьях "Свидетелей Иеговы", предрасположены к насильственным действиям и не контролируют себя. В газете "The Daily Sentinel-Tribune", сообщается о Джэйсоне Карре семнадцати лет застрелившем свою мачеху, младшую сестру и брата. Единственное о чем он сожалел, что ему не удалось убить и отца, также активного члена организации "Свидетелей Иеговы", критиковавшего сына за низкую "духовную" активность 227. Подчеркнем еще раз, что в учении "Общества Сторожевой башни" различные формы насилия в отношениях между людьми осуждаются, но предрасположенность к насильственным действиям у некоторых членов организации имеет место.

Точку зрения иностранных исследователей на наличие негативных результатов пребывания в секте разделяют и отечественные специалисты. Руководитель клинического отделения НИИ психиатрии Минздравмедпрома РФ доктор медицинских наук, профессор Ю. И. Полищук утверждает, что "анализ имеющихся данных не оставляет сомнения в том, что деятельность секты Свидетели Иеговы часто сопровождается нанесением ущерба психическому и физическому здоровью человека. Этот ущерб проявляется в расстройствах личности под влиянием сектантской практики с ее регрессом, деформацией, формированием жесткой зависимости от секты, снижением способности к критическому мышлению, отчуждением от родителей. Часто формируются патологические сверхценные идеи религиозного содержания. Тем самым ограничивается и ущемляется свобода и права личности. У лиц, предрасположенных к психическим заболеваниям, нередко возникает манифест или обострение психического заболевания. Наблюдаются обострения кожных и иных заболеваний из-за жесткого контроля за сознанием сектантов со стороны "надзирателей" и "старейшин", которые прибегают к угрозам и запугиванию" 228.

Приведенное авторитетное заключение вместе с изложенными выше фактами позволяют сделать вывод о том, что члены "Общества Сторожевой башни", являющиеся гражданами нашей страны могут встретится с такими же проблемами душевного здоровья, как и их коллеги из зарубежных филиалов организации.

Известно, что определенное число лиц, страдающих различного рода психическими заболеваниями, присутствует среди представителей различных религиозных конфессий, в том числе и среди членов Православной Церкви. Архимандрит Киприан (Керн), например, основываясь на личном опыте утверждает, что если среди членов Православной Церкви "...случаи навязчивых идей, страхов, всякого рода психозов и психоневрозов представляются сравнительно редкими в пасторской практике, то случай истерии представляет собой как раз обратное явление" 229. О распространенности различных форм истерии в Церкви пишут также и светские авторы 230. При этом Архимандрит Киприан считает, что "...истерия является такой душевной болезнью, которая легче всего находит точки соприкосновения с религиозными проявлениями" 231. Приведенные выше исследования иностранных специалистов показывают иную картину душевных расстройств у "Свидетелей Иеговы". Напомним, что доктор Риландер, проводивший исследование 126-ти членов "Общества Сторожевой Башни", нашел симптомы расстройства личности в 42-х случаях. Но только одному из обследовавшихся был поставлен диагноз "истерия" 232, относящийся к этой группе заболеваний.

Нам не известны объективные социологические исследования, возводящие душевную болезнь православного к учению Церкви. Отсутствует жесткий контроль за сознанием членов приходов со стороны духовного начальства. Не может быть речи об индоктринировании в менталитет православных различных фобий. И главное, нет покушения на свободу воли человека, что мы так часто встречаем, столкнувшись с деятельностью разного рода тоталитарных культов, в том числе и "Свидетелей Иеговы".