«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Один из величайших пророков Ветхого Завета - Илия по слову Господа пошел в город Сарепту Сидонскую. Там он поселился у бедной вдовы. Единственный сын ее заболел сильной горячкой и умер. Пророк, видя смирение этой женщины, обратился к Господу с пламенной молитвой, прося воскресить ребенка: "…Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил" (3 Цар. 17:21-22). Из описания этого чуда мы видим, что Св. Пророк Илия точно знал, что душа этого мальчика не умерла, а отошла, и оживление ребенка описано словами "возвратилась душа", то есть она может отделяться от тела в результате смерти и возвращаться в него.

Не обошли вниманием "Свидетели Иеговы" и Книгу Екклесиаста. Используемые ими цитаты следующие: "...участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?" (Еккл.3:19-21). "Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению..." (Еккл.9:5)

Книга Екклесиаста или проповедника, принадлежит человеку, который сам о себе говорит, что он сын Давидов, был царем над Израилем в Иерусалиме (Еккл.1:1;12), был мудр и учил народ знанию (Еккл.12:9). О том, кто этот человек был на самом деле, в какое время он жил, под чьим влиянием писал, мы сейчас рассуждать не будем. Главная мысль его состоит в том, что все, что ни делают люди на земле - преходяще, а "...все, что делает Бог, пребывает вовек..." (Еккл.3:14) С этой точки зрения автор исследовал рассуждения двух типов людей. Одни считают, что люди и животные это одно и тоже, один дух у них, и пр., согласно приведенному выше (Еккл.3:19-21). Но это противоречит указаниям первой главы книги Бытия. Другие, видя, что правосудие отсутствует в этом мире, делают вывод, что "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там" (Еккл.3:17), то есть за гробом. Но кто не верит в бессмертие души, тот не может говорить о суде за гробом, как говорит о нем Екклезиаст. С первой точки зрения, "...живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают". Поэтому "ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое..." (Еккл.9:7) Эта фраза очень напоминает другую, сказанную много позже: "...душа! Много добра лежит у меня на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись..." (Лк.12:19) Людей, рассуждающих так, Господь назвал безумными, как не думающих о будущей жизни.

Экклезиаст, который исследовал все виды человеческой, мирской мудрости, видел пропасть, к которой ведут подобные рассуждения. Он задавал себе вопрос, что будет, когда "возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к богу, который дал его" (еккл.12:7)? Когда душа покинет свое тело - отойдет "человек в вечный дом свой" (еккл.12:5)? Живя во времена ветхого завета, проповедник, посмертный путь для которого мог быть только один, не осуждал людей, ужасавшихся своего будущего. Он лишь исследовал рассуждения тех, которые прятались от мыслей о преисподней за слабые человеческие рассуждения. Екклесиаст помнил слова своего отца давида: "ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому твоему увидеть тление" (пс.15:10).

В Новом Завете учение о бессмертии души изложено с совершенной ясностью. Перед нами предстают праведники Израиля, общающиеся со Христом. Во время Славного Преображения Господа мы видим, что явились "...им (Господу и ученикам – Д.Е.) Моисей и Илия, с Ним беседующие" ( Мф.17:3=Мк.9:2=Лк.9:28). Если Пророк Илия вознесен был на огненной колеснице с плотью и, следовательно, не расставался с душой, то о боговидце Моисее из Священного Писания нам известно, что он умер. Следовательно, душа его рассталась с телом, но по прошествии долгого времени явилась на святую гору свидетельствовать о Христе. "Общество Сторожевой башни" считает, что преображение на Фаворе было галлюцинацией, видением. Обосновывается эта точка зрения словами Господа "...никому не сказывайте о сем видении (o}rama)..." (Мф.17:9) Согласно словарю Вейсмана, "o}rama" переводится как: зрелище, вид; Н.З.: видение, явление, привидение 317. "Свидетели Иеговы" предпочитают последнее значение рассматриваемого слова. Посмотрим, так ли это. В Деян.7:31описывается явление Ангела Господня в пламени горящего тернового куста. "Моисей, увидев, дивился видению (o}rama)..." Следовательно, по логике "Свидетелей Иеговы", откровение Яхве пророку было привидением. Тоже относится к явлениям Господа Анании в Деян.9:10 и Апостолу Павлу в Деян.18:9, которые описываются словами "Господь в видении (ejn oJra;mati) сказал..." Получается, что Сам Господь являлся привидением. Сотник Корнилий также "...в видении (ejn oJra;mati) ясно видел... Ангела Божия..." (Деян.10:3) То же слово мы встречаем в Деян.10:17; 10:19; 11:5; 12:9; 16:9-10; 26:19. Из приведенных мест можно сделать вывод о том, что "o}rama" в Священном Писании означает именно видение реальностей духовного мира. Призраки же и миражи не имеющие реального существования, во время написания Евангелия назывались другим словом - "fa;ntasma;", например, в Мф.14:26. Надо также отметить, что в Евангелии подчеркивается, что "...два мужа... которые были Моисей и Илия... говорили об исходе Его..." (Лк.9:30-31) Если это были "привидения", как считают "Свидетели Иеговы", то становится непонятен сам смысл события, так как возникает вопрос: зачем Христу узнавать от "призраков" о Своем исходе? Получается также, что само Царствие Божие, не больше, чем мираж, так как о Преображении в Евангелии говорится, как о видении "Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Мф.16:28).

По свидетельству Самого Господа, еще один Ветхозаветный патриарх продолжал жить душой до времени Его воплощения. "Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался" (Ин.8:56), - услышали иудеи слова Христа на следующий день после окончания праздника Кущей. Увидеть день Христов спустя сотни лет после смерти может только бессмертная душа, обладающая сознанием.

Господь учил своих учеников бестрепетно встречать гонения. Они знали, что бессмертной душе повредить враги не могут, а бояться надо нарушения заповедей. "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене" (Мф.10:28). Поэтому и великий сонм мучеников с радостью шел на смерть за веру, ибо эти люди знали, что идут ко Христу.

Во время Крестных страданий Спасителя один из двух разбойников, распятых с Ним, смиренно просил Господа помянуть его в Царстве Небесном. В ответ на эту просьбу и услышал он следующее обетование: "…истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (…ajmh;n soi le;gv, sh;meron met~ ejmou[ e]sh/ ejn tv[/ paradei;sv/) (Лк.23:43). Христос не сказал, что спасется благоразумный разбойник после Воскресения, но что душа его будет ныне же в раю. Сектанты сознательно искажают этот текст, утверждая, что слова Господа означают: "истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в Раю". То есть говорю тебе сейчас о будущем. Посмотрим, так ли это? Греческое слово "hJ sh;meron", в синодальном переводе "ныне", означает "сегодня", "сегодняшний день" и стоит в accusativus temporis. Эта форма используется для обозначения продолжительности какого-либо действия. Поэтому, если предположить, что sh;meron относится к первой части предложения, то мы приходим к нелепому выводу о том, что Господь говорит разбойнику на протяжении всего дня, то есть: "истинно говорю тебе в течении сегодняшнего дня".

Если бы Евангельское повествование имело такой смысл, какой вкладывают в него сектанты, то есть, если бы св. Евангелист Лука вложил в уста Господа слова: "истинно говорю тебе ныне, будешь со Мною в Раю", то он использовал бы для обозначения "ныне" указательное наречие времени - nu[n (теперь, ныне). Подобным образом оно применяется в Гал.2:20 - "А что ныне живу по плоти..." (o} de' nu[n zv[ ejn sarki;...), то есть действие "живу по плоти" совершается в конкретный момент времени "ныне". Поэтому в случае применения такого грамматического оборота в разбираемом нами стихе Лк.23:43 можно было бы предполагать, что Господь сказал: "истинно говорю тебе ныне" о будущем событии. Фактически же во всех известных рукописях Нового Завета стоит не "nu[n", но "sh;meron" (один раз встречается "hmera", что впрочем совершенно не меняет смысл текста), подтверждая свидетельство об обетовании Господа благоразумному разбойнику быть в Раю в тот же день.

В Евангелии от Луки встречаются также и другие места, имеющие аналогичную грамматическую конструкцию. Например, Лк.19:9 - "Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему..." (ei\pen de' pro'w aujto'n oJ ~Ihsou[w o}ti sh;meron svthri;a tv[/ oi]kv/ tou;tv/ ejge;neto...) Если члены секты, переводящие Писание, истолковывают разбираемый нами стих Лк.23:43 так, как им выгодно, то согласно своей логике, они должны и Лк.19:9 перевести аналогично "Иисус сказал ему ныне, пришло спасение дому сему", то есть Иисус сказал Закхею в течении дня, что его дому пришло спасение. Но бессмысленность такого перевода очевидна и с логической, и с грамматической точки зрения. Последнее явствует из формы accusativus temporis слова sh;meron, что мы уже рассматривали выше. Можно также вспомнить о похожей конструкции в Лк. 19:5 и некоторых других местах. Таким образом, из разобранных греческих текстов Св. Писания мы видим, что для подобного вольного перевода Лк.23:43 нет никаких оснований кроме желания исказить истину о существовании души человеческой после смерти.

В последней книге Нового Завета - Откровении Апостола Иоанна Богослова находятся описания состояния душ умерших праведников, находящихся у Престола Божия. Глубокая древность этой книги и ее апостольское происхождение подтверждаются многими свидетельствами. Святой Иоанн Богослов пишет, что ему была открыта посмертная участь мучеников в Царстве Небесном: "И увидел я… и души обезглавленных (ta’w yuca’w tv[n pepelekisme;nvn) за свидетельство Иисуса и за слово Божие…". (Откр.20:4) То есть души не умерли, а продолжали существовать. Описано также что они делают. В седьмой главе Откровения мы читаем, что люди, пришедшие "от великой скорби" (Откр.7:14) в земной жизни, получили от Бога великое воздаяние: "За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них" (Откр.7:15). В этой последней книге Священного Писания мы читаем также, что, находясь на небесах, души праведников могут молиться Богу о земных делах и грешниках еще не умерших: "…я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря…" (Откр.6:9-11). То, что здесь имеется ввиду период времени еще до Страшного Суда, видно из ответа, полученного этими мучениками, свидетельствующем, что многие христиане живут еще в мире: "И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число".

Все Священное Писание учит нас, что человек состоит из тела и души. Если тело смертно, то душа нет. Если люди и умирают телом, они продолжают существовать душой. "Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми" (eijw tou[to ga’r Cristo’w ajpe;qanen kai’ e]zhsen, ina kai’ nekrv[n kai’ zv;ntvn kuriu;sh/) (Рим.14:9).

"О возлюбленные, - пишет святитель Димитрий Ростовский, - отец твой, родивший тебя по плоти, не есть истинный отец: поскольку тленную только родил плоть, скоро умирающую. Всесильный же Бог Отец твой истинен есть: поскольку бессмертную твою создав душу, влив в плоть твою, Его же повелением зачатую"318. Поэтому, продолжая мысль святителя можно утверждать, что отказываясь считать свою душу бессмертной, "Свидетели Иеговы", может быть неосознанно, отказываются от признания себя детьми Божиими, отрекаются от любви Бога Отца, от Его благодатного дара.