Heeding the voice of the prophets
Более того, многие пророки по примеру Авраама вступали в диалог с Богом, молили Господа пощадить ветхозаветную Церковь. Так поступал пророк Амос, когда Господь открывал ему Свою волю о страшном будущем народа Божьего.
«Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Он создал саранчу в начале произрастания поздней травы, и это была трава после царского покоса. И было, когда она окончила есть траву на земле, я сказал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? он очень мал. И пожанел Господь о том;"не будет сего», сказан Господь. Такое видение открыл мне Господь Бог: вот, Господь Бог произвел для суда огонь, — и он пожрал великую пучину, пожрал и часть земли. И сказал я: Господи Боже! останови; как устоит Иаков? он очень май. И пожалел Господь о том; *и этого не будет', сказан Господь Бог» (Ам 7.1–6).
Евангелие наполнено огромным числом эпизодов, когда по просьбе людей и по их вере Сын Божий, вступая с ними в диалог, исполнял то, что от Него хотели. «И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечай ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказан в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказан в ответ: нехорошо взять хнеб у детей и бросить псам. Она сказана: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказан ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф 15.22–28).
Можно утверждать, что Господь всегда ведет диалог с пророком, Своим избранником. Но далеко не всегда эта беседа отражается в тексте Св. Писания. Многочисленные примеры диалога Бога и Его Воплотившегося, ради спасения людей, Сына, мы можем видеть во всех четырех Евангелиях.
Хотя диалогичны все пророческие книги Ветхого Заветы, наиболее выявлена эта диалогичность в одной из самых поздних пророческих книг — книге пророка Малахии. Она небольшая по объему, всего четыре главы, но в ней легко выявляются не один, а несколько диалогов Господа и народа Божьего, от лица которого выступает пророк.
Приведем полностью структуру этой книги, представленную нами в виде пяти диалогов. В скобках указаны главы и стихи книги.
Диалог Бога (Б.) и Народа (Н.) в книге пророка Малахии
1- й диалог:
Б.: — Я возлюбил вас… (1–2)
Н.: — Чем явил Ты любовь к нам? (1–3)
Б.: — Я возлюбил Иакова (1.3 — 1.4) И.: — Возвеличился Господь над пределами Израиля! (1–5)
2- й диалог:
Б.: — Где благоговение предо Мною? (1–6)
И.: — Чем мы бесславим имя Твое? (1.7а) Б.: — Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения» (1.76 — 2.9)