Heeding the voice of the prophets

В связи с этим представляется важным рассмотрение этих слов и их значений.

1. Наиболее распространенным является слово «Х'ОЗ», традиционно переводимое на русский язык как «пророк» (греч. прощшг!, лат. propheta, англ. prophet). Оно встречается в тексте более пятисот раз. Его происхождение, по всей вероятности, не древнееврейское, а еще более древнее — аккадское<nabitu>- слово, обозначающее того, кто имеет закрытое, сокровенное знание.

В Ветхом Завете это значение, изначально имевшее, несомненно, гностическое и даже магическое наполнение, было переосмыслено. В Библии пророк — это тот, кому Сам Бог открывает Свою волю, кто получает ответ от Него на свои вопросы, кого Сам Господь посылает в мир на определенные, как правило, невероятно тяжелые служения. Обычно это слово употребляется в связи с определенным служением, гораздо реже — как титул, именование, придворное или иное звание (пророки царские, сыны пророческие и т. п.). В Пятикнижии семантика его несколько иная, чем в последующих книгах.

2. Вторым по частоте употребления является выражение «□тбхп Е^К» как устойчивое словосочетание. Перевод его на русский язык также всегда однозначен — «человек Божий» (греч. — avdpcono tov Oeov, лат. — Homo Dei, англ. — man of God).

Его употребление в Писании может быть сведено к двум случаям.

Первый — это своего рода титул, которым само Писание выделяет очень немногих людей. Их всего пять человек:

— Моисей: «Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею» (Втор 33.1);

— Илия: «И сказана та женщина Илии: теперь‑то я узнана, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно» (3 Цар 17.24);

— Елисей: «Когда услышал Елисей, человек Божий, что царь Израильский разодрал одежды свои…» (4 Цар 5.8);

и еще два безымянных пророка:

— из 1 Цар 2.27: «И пришел человек Божий к Илию и сказал ему…»;

— из 3–й книги Царств 13.1: «И вот, человек Божий пришел из Иудеи по слову Господню в Вефиль…».

Второй случай — это почтительное обращение внешних людей, как правило, не относящихся к числу пророков, к ним. Так обращаются к Илие пятидесятники — начальники воинских отрядов в пятьдесят человек (4 Цар, 1 гл.); так обращаются разные люди к Елисею (4 Цар. 4.16, 4.40, 2 Пар 25.9); так говорят Маной и его жена об Ангеле Божьем, принимая его за пророка (Суд 13.6–8).

Интересно отметить, что в Новом 3aeevie это выражение также встречается, но всего два раза и оба ~ в посланиях апостола Павла к Тимофею. Одно ~ из Первого послания «Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости» (1 Тим 6.11) и другое из Второго: «да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3.17). В обоих случаях это обращение Павла к Тимофею, один раз прямое, другой ~ косвенное. Несомненно, это означает, что Павел обращается к своему у ченику, как к пророку. Таким образом, перед нами свидетельство самого Павла, что Тимофей был новозаветным пророком.