Heeding the voice of the prophets
Во всех книгах Писания практически нет ни одного эпизода, где придворные пророки показаны как истинные пророки. Более того, во многих пророческих книгах им посвящены самые сильные обличения, вплоть до смерти. Вот Иеремия обличает Ананию, вероятно, главу царских пороков в Иерусалиме: «И сказан, пророк Иеремия пророку Анании: послушай, Анания: Господь тебя не посылал, и, ты, обнадеживаешь народ сей, ложно. Посему так говорит Господь: вот, Я сброшу тебя с лица земли,; в этом же году ты, умрешь, потому что ты, говорил вопреки, Господу. И умер пророк А нания в том же году, в седьмом месяце» (Иер 28.15–17).
Обличение порока Софонии царских пороков еще более энергичное и художественно выразительное: «Горе городу нечистому и, оскверненному, притеснителю! Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него — рыкающие львы, судьи его — вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его — люди легкомысленные, вероломные; священники его оскверняют святыню, попирают закон» (Соф 3.1–4).
Город нечистый — это, конечно, образное именование Иерусалима. Но назвать его прямо по имени невозможно, так как Иерусалим — город, благословенный Господом. Поэтому человек–пророк не может его проклясть: слова»горе тебе«являются формулой обвинения и проклятия.
Обвинение же его пророков в легкомыслии не означает, что они глупцы или у них есть какие‑то этические проблемы. Это значит, что они легкомысленно относятся к пророческому служению, повинуются людям (царям) и их интересам больше, чем Господу.
Итак, царские пророки — несомненно, настоящие пророки. Писание нигде не называет их лжепророками. Но они, попав на царскую службу, потеряли свою независимость сначала по принуждению, а затем по привычке, из соображений выгоды стали возвещать правителям лишь то, что от них ждали.
Подлинный пророк Божий не может терять свою свободу ни при каких обстоятельствах. У него может быть только один Царь и Господин — Сам Бог.
3.7. Пророки храмовые
Храмовые пророки появляются, конечно, только после строительства Храма в Иерусалиме. Но им, по–видимому, предшествовали пророки, бывшие при Скинии в различных местах ее пребывания, а также пророки при многочисленных местных святилищах. Скорее всего, в этот период пророчествовали при Скинии и при святилищах священники и левиты, служащие там.
Вероятно, уже Соломон открыл при Храме специальную школу, чтобы готовить подобных пророков. Его царствование — вершина могущества Израильского государства. В этот период, когда все соседние мировые сверхдержавы были ослаблены, его государство была самым сильным во всем ближневосточном регионе.
Священное Писание показывает, что царь Соломон устраивает многочисленные браки с дочерьми зарубежных царей, имевшие, несомненно, политический характер. Его невесты приезжали в Иерусалим со своими придворными, включая и служителей традиционных, местных языческих культов. Таким образом, Соломон позволяет завести в своей столице множество различных языческих культов — вначале для своих жен и их придворных, а впоследствии — и для всех желающих, включая его самого.
Многие языческие храмы той эпохи, помимо жрецов, имели в своем штате прорицателей. По их примеру, Соломон заводит и в штате Иерусалимского храма пророков. Вторая книга Паралепоменон показывает, что Соломон провел грандиозную литургическую реформу, реорганизовав храмовый штат и изменив обязанности ряда служителей, например, левитов. Он организовал регулярные хоры и училища при них. С этого времени и появляются храмовые пророки.
Один из них показан в книге пророка Иеремии — «Пасха}), сын Еммеров, священник, он же и надзиратель в доме Господнем» (Иер 20.1), который ударил Иеремию и посадил его в колоду, также был и храмовым пророком. Иеремия, обличая его, называет Пасхора — священника и храмового надзирателя, еще и лжепророком: «И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен; и придешь в Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно». (Иер 20.6)
После разделения монархии, храмовые пророки появляются также в северном, Израильском царстве. Несколько сотен»пророков вааловых и дубравных«, с которыми состязался пророк Божий Илия (3 Цар 18.19–40), являлись пророками при храмовом святилище Израильского царства.