Heeding the voice of the prophets
С этим типом пророчества был связан дар глоссолалии — пророческое говорение на иных языках. Однако, уже апостол Павел, сам имевший этот дар в изобилии, приложил немало сил для его ограничения и введения в определенные рамки — ради организации Церкви Христовой как целостного и взаимосвязанного организма.
5.1.2. Визионерство
Это особый тип открытия воли Божьей пророку, когда Господь показывает ему в видении целостные картины. Они могут быть связаны с настоящим, как, например, у пророка Елисея, который, обличая ложь своего ученика Гиезия, сказал ему: «разве сердце мое не сопутствовало тебе, когда обратился навстречу тебе человек тот с колесницы своей?» (4 Цар 5.26). Оно может быть связано с прошлым, как у пророка Божия Моисея: все картины творения, которые мы видим в первых главах книги Бытия — «Первой книги Моисеевой», есть не что иное, как пророчество о прошлом, так как они представляют собой Божественное Откровение, данное Богом пророку Моисею. Никто из людей не мог быть свидетелем творения, и нам это стало известно только через пророческое возвещение.
Но нередко Господь открывает пророку картины будущего. Иногда оно настолько отдаленное, что пророк видит его только в общих чертах: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ 24.17), — говорит пророк Валаам о грядущем Мессии.
Поразительной мощи и красоты визионерские картины приведены в книгах пророков Исаии (например, в 6–й главе) и Иезекеиля (главы 1–я и 2–я).
Пророческое видение будущей гибели Ниневии, страшного и безжалостного врага многих народов Древнего востока, составляет книгу Наума. Описывая будущую осаду и гибель великого и неприступного города, пророк становится как бы свидетелем происходящего: «Щит героев его красен; воины его в одеждах багряных; огнем сверкают колесницы в день приготовления к бою, и лес копьев волнуется. По улицам несутся колесницы, гремят на площадях; блеск от них, как от огня; сверкают, как молния. Он вызывает храбрых своих, но они спотыкаются на ходу своем; поспешают на стены города, но осада уже устроена. Речные ворота отворяются, и дворец разрушается» (Наум 2.3–6).
Кажется, что перед нами не пророчество о грядущем, а репортаж с места событий очевидца, который описывает эти события по горячим следам: «Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Слышны хлопанье бича и стук крутящихся колес, ржание коня и грохот скачущей колесницы. Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов: нет конца трупам, спотыкаются о трупы их. Это — за многие блудодеяния развратницы приятной наружности, искусной в чародеянии, которая блудодеяниями своими продает народы и чарован, иями своими ~ племена» (Наум 3.1–4).
Но это — настоящее пророчество, целостная визионерская картина грядущего, а пророк — не только ее тайнозри- тель, ему открывается смысл этих событий, и он дает свои оценки, обличая неправду и показывая воздаяние за множество зла.
Пророк Иоиль, которому Господь открыл картину последней битвы добра и зла, которая произойдет в долине Иосафата, рисует ее как свидетель и даже в каком‑то смысле как ее участник, подбадривающий участников сражения:
«Перекуйте орала ваши на мечи и серпы, ваши, на копья; слабый, пусть говорит: я силен». Спешите и, сходитесь, все народы, окрестные, и, соберитесь; туда, Господи, веди Твоих героев. Пусть воспрянут народы, и, низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы, судить все народы, отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и, подточилия переливаются, потому что злоба их велика. Толпы, толпы, в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоиль 3.10–14).
Визионерство как особый тип пророчества не является принадлежностью только Ветхого Завета. Немало визионерских картин приведено и в Новом Завете. Так, перво- мученик Стефан, «будучи, исполнен, Духа Святаго, воззрев на небо, увидел, славу Божию и, Иисуса, стоящего одесную Бога, и, сказан,: вот, я вижу небеса отверстые и, Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян 7.55–56). Стефану в последние минуты его жизни в пророческом видении была показана тайна Триединого Бога.
5.1.3. Апокаямптика
В определенном смысле, это частный случай визионерства. Это пророческое видение, которое выходит за пределы будущего времени и уже относится к новому творению. Классический пример пророческой апокалиптики — новозаветная книга Откровения святого Иоанна Богослова. Эта книга — вершина данного типа пророчества, которая вобрала в себя все богатство ветхозаветной апокалиптики.
Уже пророки Ветхого Завета возвестили о том, что этот мир, пораженный грехом, не вечен. Ими был выработан особый апокалиптический пророческий язык для возвещения тайны нового творения. Очень часто они открывают волю Божию о новом мире, свободном от греха, на языке образов нового творения. Пророки часто говорят о новом небе и новой земле: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться о Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не успышит- ся в нем более голос плача и голос вопля» (Ис 65.17–19).