Heeding the voice of the prophets
Этот тип возвещения воли Божьей через пророка является, по–видимому, наиболее распространенным во всем Священном Писании, включая пророческие книги Ветхого Завета. В определенной мере, пророческие речения связаны со служением пророков слышания. В то же время, пророческое речение, как изъявление воли Господа, гораздо шире определенного типа особенностей дарования самого пророка.
Исторически пророческое речение является, по–видимо- му, первым проявлением самого феномена пророчества. Пророческие благословения Авраама, Исаака и Иакова были совершены как пророческие речения.
Экстатика довольно рано сходит с исторической сцены. Уже Самуил показан в Первой книге Царств не как экстатический пророк, не знающий где, кому и как он пророчествует, а как очень рассудительный человек, отличительная черта которого — трезвенность.
По–видимому, именно рассудительность и трезвенность являлись основными проявлениями характера пророчества людей Божьих такого рода. Великие пророки раннего периода — Нафан, Гад, Илия, Елисей — несомненно, были людьми пророческих речений.
Основная пророческая формула, с которой они обычно начинали свое церковное служение, была очень проста: «Так говорит Господь!».
Со временем она стала сакральной формулой, что не удивительно: в пророческих книгах Ветхого Завета она встречается 403 раза, во всем тексте Ветхого Завета — 568 раз, а во всей Библии — 580 раз.
Человек, начинавший свою проповедь с этой формулы или с одной из ее многочисленных разновидностей, тем самым, объявлял всем о своем пророческом призвании и то, что он говорит от имени Господа.
В книге Деяний так описывается диалог первосвященника с арестованными апостолами: «…и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказани: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5.27–29). Эти слова равнозначны формуле «Так говорит Господь!». Именно поэтому члены синедриона, услышав, что апостолы заявляют себя как пророков, в конце концов их освободили.
Итак, в пророческих книгах Ветхого Завета встречаются различные типы пророческих возвещений воли Божьей, которые необходимо предварительно выявить, чтобы чтение этих книг было плодотворным.
5.1.5. Пророческие действия
Как уже отмечалось, пророческое служение всегда проходит в трудные и неблагоприятные для жизни Церкви времена. Однако самое тяжелое время наступает, когда люди перестают слушать и воспринимать пророческое слово. Более того: они не желают его слышать. Как сказал когда‑то священник Амасия пророку Амосу: «пойди и удались в землю Иуди- ну; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский» (Ам 7.12–13).
Сам Амос приводит обличение Господа, Который говорил, обращаясь к народу Своему: «Из сыновей ваших Я избирай в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря:"не пророчествуйте»» (Ам 2.11–12).
В такие времена — времена цинизма и страха перед будущим, всякое слово, особенно произнесено публично, обесценивается. Это времена пресыщения, когда, как многим кажется, все слова уже сказаны, зачем только зря тратить время и силы.
Возглашать слово Божие таким пресыщенным, уставшим от жизни людям — дело совершенно безнадежное, заранее обреченное на неудачу. Много веков спустя в Афинах такую неудачу потерпел апостол Павел, который, в ответ на проповедь о Христе воскресшем, услышал вежливые и насмешливые слова: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян 17.32).