Heeding the voice of the prophets
В книге Деяний так описывается диалог первосвященника с арестованными апостолами: «…и спросил их первосвященник, говоря: не запретили ли мы вам накрепко учить о имени сем? и вот, вы наполнили Иерусалим учением вашим и хотите навести на нас кровь Того Человека. Петр же и Апостолы в ответ сказани: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5.27–29). Эти слова равнозначны формуле «Так говорит Господь!». Именно поэтому члены синедриона, услышав, что апостолы заявляют себя как пророков, в конце концов их освободили.
Итак, в пророческих книгах Ветхого Завета встречаются различные типы пророческих возвещений воли Божьей, которые необходимо предварительно выявить, чтобы чтение этих книг было плодотворным.
5.1.5. Пророческие действия
Как уже отмечалось, пророческое служение всегда проходит в трудные и неблагоприятные для жизни Церкви времена. Однако самое тяжелое время наступает, когда люди перестают слушать и воспринимать пророческое слово. Более того: они не желают его слышать. Как сказал когда‑то священник Амасия пророку Амосу: «пойди и удались в землю Иуди- ну; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский» (Ам 7.12–13).
Сам Амос приводит обличение Господа, Который говорил, обращаясь к народу Своему: «Из сыновей ваших Я избирай в пророки и из юношей ваших — в назореи; не так ли это, сыны Израиля? говорит Господь. А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря:"не пророчествуйте»» (Ам 2.11–12).
В такие времена — времена цинизма и страха перед будущим, всякое слово, особенно произнесено публично, обесценивается. Это времена пресыщения, когда, как многим кажется, все слова уже сказаны, зачем только зря тратить время и силы.
Возглашать слово Божие таким пресыщенным, уставшим от жизни людям — дело совершенно безнадежное, заранее обреченное на неудачу. Много веков спустя в Афинах такую неудачу потерпел апостол Павел, который, в ответ на проповедь о Христе воскресшем, услышал вежливые и насмешливые слова: «об этом послушаем тебя в другое время» (Деян 17.32).
В подобной ситуации пророку остается только одна возможность — перейти к невербальной проповеди, к каким- то необычным действиям, чтобы разбудить толпу, заставить ее заинтересоваться происходящим и задуматься.
Иными словами, в такое время пророк переходит от словесного пророчества к пророческим действиям. Проповедовать людям, не имеющих никаких вопросов, невозможно. Поэтому одна из главных задач пророка — удивить людей настолько, чтобы они могли его спросить: а что же он такое делает, и что это все значит? Только тогда пророк может возвестить этим людям волю Божью.
Действия эти всегда просты и в то же время невероятно удивительны. Вот пророк Иеремия по повелению Господа покупает обычный глиняный кувшин, берет с собой старейшин из народа и старейшин из священников, ведет их достаточно далеко за ворота города и на их глазах разбивает кувшин (Иер 19.1–14). На естественный вопрос очень немолодых людей, проделавших большой путь под палящим солнцем, что же это все значит, пророк отвечает: «так говорит Господь Саваоф: так сокру шу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен, и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения» (Иер 19.11). И далее Иеремия пророчествует, но уже не равнодушным или просто любопытствующим людям, а тем, кто всеми предшествующими действиями приготовился внимать слову Господа.
Для выполнения некоторых пророческих действий приходилось немало трудиться. Тому же пророку Иеремии пришлось дважды совершить очень далекое путешествие из Иерусалима к реке Евфрату и обратно. Господь повелел ему купить и носить новый льняной пояс. Пояс был в те времена основным украшением мужского костюма, выйти из дому без пояса считалось постыдным. Он использовался вместо карманов, для хранения денег, оружия, документов и т. п. Пояс же изо льна был особенно редок и дорог, так как лен выращивался и особым образом выделывался только в Египте, откуда его привозили. Только в Египте умели производить льняные ткани очень тонкими и почти прозрачными, подобно шелковым в более поздние времена.
Пророк исполняет повеление Господа, покупает и носит новый и очень дорогой пояс. «И было ко мне слово Господне в другой раз, и сказано: возьми пояс, который ты ку пил, который на чреслах твоих, и встань, пойди к Евфрату и спрячь его там в расселине скат,. Я пошел, и, спрятал, его у Евфрата, как повелел, мне Господь. По прошествии, же многих дней сказан, мне Господь: встань, пойди к Евфрату и, возьми, оттуда пояс, который, Я велел, тебе спрятать там. И я пришел, к Евфрату, выкопал, и, взял, пояс из того места, где спрятал, его, и, вот, пояс был испорчен, ни, к чему стал, не годен» (Иер 13.3–7).
Заметим, что путь из Иерусалима к реке Евфрат и обратно составляет порядка двух тысяч километров. Это значит, что такое путешествие (в буквальном смысле этого слова: шествие пешком, так как движение верхом было слишком дорогим и довольно опасным) должно было занимать несколько месяцев. Труд этот был для пророка действительно изрядным.
Выход из города пророка в такое далекое путешествие не мог пройти незамеченным. Жители Иерусалима должны были непременно его расспрашивать: куда идешь, зачем, кто послал?