Heeding the voice of the prophets

Даже Сам Сын Божий начал свое общественное служение, согласно свидетельству Его ученика, Евангелиста Иоанна, с посещения брачного пира. Но Иеремии в такой радости было отказано.

Пророку Иезекиилю также довелось пройти тяжелое испытание, когда Господь повелел ему: «Возьми себе пшеницы и ячменя, и бобов, и чечевицы, и пшена, и полбы, и всыпь их в один сосуд, и сделай себе из них хлебы» (Иез 4.9). Это уже прямое нарушение Закона, запрещающего смешивать разные сорта злаков. Но далее следует гораздо более тяжелое испытание: «И ешь, как ячменные лепешки, и пеки их при глазах их на человеческом капе. И сказан Господь: так сыны Израилевы будут есть нечистый хнеб свой среди тех народов, к которым Я изгоню их» (Иез 4.12–13).

Это требование уже запредельно для любого праведника, более того, для пророка, чтящего и соблюдающего Закон, ибо его исполнение делает человека ритуально нечистым, так как пища, которую он должен приготовлять на таком «топливе», становится от этого также нечистой. Это значит, что он не может войти в Храм, приносить или даже участвовать в жертвоприношениях, молиться вместе с другими людьми, наконец, просто общаться с теми, кто чист.

Поэтому понятен вопль пророка, последовавший в ответ на это требование Господа: «Тогда сказал я: о, Господи Боже! душа моя никогда не осквернялась, и мертвечины и растерзанного зверем я не ел от юности моей доныне; и никакое нечистое мясо не входило в уста мои. И сказал Он мне: вот, Я дозволяю тебе, вместо человеческого каш, коровий помет, и на нем приготовляй хнеб твой» (ст. 14–15). Послабление это дается только для облегчения моральных страданий пророка. С точки зрения требований Закона, его ритуальная нечистота от этого нисколько не становится меньше, все возможные ее последствия полностью сохраняются.

Господь объясняет пророку смысл этих действий: «И сказан мне: сын человеческий! вот, Я сокрушу в Иерусалиме опору хлебную, и будут есть хнеб весом и в печали, и воду будут пить мерою и в у нынии, потому что у них будет недостаток в хнебе и воде; и они с ужасом будут смотреть друг на друга, и исчахнут в беззаконии своем» (Иез 4.16–17).

Итак, исполнение пророческих действий иногда приводит к нарушению Закона. Но смысл этого нарушения — в возбуждении ревности в народе Божьем к еще более усердному исполнению Закона, чтобы предотвратить угрозу тех страшных наказаний, которые эти действия возвещают.

5.3. Условность пророчеств

Многие пророчества во всем Священном Писании носят условный характер. Это не означает, что они не действительны, но лишь то, что содержат в себе условия их исполнения.

По форме они, как правило, имеют в себе такую условную конструкцию: «Если…, то…». Ее смысл обычно довольно прост: «если не покаетесь (или, как вариант: если не будете соблюдать заповеди Божии), то вас постигнет то‑то и то‑то». В такой форме пророчества в большом числе встречаются во многих книгах Ветхого Завета.

У пророка Исаии таких условных конструкций очень много. Например: «Омойтесь, очиститесь; удатте злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассу дим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — [то] как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — [то] как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис 1.16–20).

Этот пророческий текст содержит несколько условий. Вот его конструкция: «Если исполните то главное, к чему вас призывает Закон, тогда, если у вас останутся грехи, то очищу вас. Если упорно не захотите исполнять, то погибнете от меча. Это сказал Господь».

В этом отрывке нетрудно увидеть поэтический параллелизм, когда одно высказывание сначала приводится как позитивное утверждение, а затем — как негативное. Иными словами, у этого пророчества такая структура: «Если…, то…., а если не…, то…».

Можно привести много примеров таких или подобных пророческих конструкций и в других главах книги пророка Исаии, и во всех других пророческих книгах.