Heeding the voice of the prophets

5.3. Условность пророчеств

Многие пророчества во всем Священном Писании носят условный характер. Это не означает, что они не действительны, но лишь то, что содержат в себе условия их исполнения.

По форме они, как правило, имеют в себе такую условную конструкцию: «Если…, то…». Ее смысл обычно довольно прост: «если не покаетесь (или, как вариант: если не будете соблюдать заповеди Божии), то вас постигнет то‑то и то‑то». В такой форме пророчества в большом числе встречаются во многих книгах Ветхого Завета.

У пророка Исаии таких условных конструкций очень много. Например: «Омойтесь, очиститесь; удатте злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассу дим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — [то] как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — [то] как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис 1.16–20).

Этот пророческий текст содержит несколько условий. Вот его конструкция: «Если исполните то главное, к чему вас призывает Закон, тогда, если у вас останутся грехи, то очищу вас. Если упорно не захотите исполнять, то погибнете от меча. Это сказал Господь».

В этом отрывке нетрудно увидеть поэтический параллелизм, когда одно высказывание сначала приводится как позитивное утверждение, а затем — как негативное. Иными словами, у этого пророчества такая структура: «Если…, то…., а если не…, то…».

Можно привести много примеров таких или подобных пророческих конструкций и в других главах книги пророка Исаии, и во всех других пророческих книгах.

Заметим, что фактически это даже не грозное пророческое обличение, а призыв Господа через пророка к слушающим (и к нам, читающим) сделать правильный выбор.

Такой призыв, а вместе с ним и условная конструкция пророчества встречаются не только в пророческих книгах Ветхого Завета, но и во всех книгах Торы. Вот пример из знаменитого диалога Авраама с Господом, в котором он просит пощадить жителей города Содома ради немногих праведников, живущих там: «Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие» (Быт 18.26).

Наиболее ярко такие пророчества представлены в книге Второзаконие, в четвертой главе: «Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что‑либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете» (Втор 4.25–26). Это, несомненно, пророчество, причем сформулированное в условной форме.

Следующее пророчество, приведенное в подобной форме, можно увидеть в седьмой главе Второзакония: «И если вы будете слушать законы сии и хранить и исполнять их, то Господь, Бог твой, будет хранить завет и милость к тебе, как Он клялся отцам твоим, и возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хнеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе» (Втор 7.13–13 и далее до 13.16).

Почти такое же пророчество, но уже в негативной форме приводится в следующей главе: «Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что вы погибнете» (Втор 8.19).

Можно указать еще несколько примеров: Втор 1.13–14 и далее, в стихах 16–17 это пророчество повторяется уже в негативной форме. В той же главе: «Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете» (Втор 11.26–28).

Условная конструкция этих стихов очень значима: это пророчество, но не в форме прямого повеления, императива, но в форме предложения, которое нельзя адресовать рабам, как это можно увидеть в формулировках многих заповедей в книге Исход, но только свободным людям.