Heeding the voice of the prophets
Подобный же пророческий призыв содержится далее, в 30–й главе: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.
Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и земнж жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь [Бог] с клятвою обещан отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им» (Втор 30.15–20).
В словах «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…» — призыв к свободному и правильному выбору, предупреждение против ошибки.
Можно утверждать, что все последующие пророчества, в том числе, в пророческих книгах, написаны по образцу этих текстов Второзакония.
Это означает, что все пророчества обращены к свободным людям, входящим в той или иной мере в народ Божий.
Хотя многие пророчества прямо не содержат эту условную конструкцию, а выражены в императивной форме, они сохраняют смысл призыва к правильному выбору. Яркий пример, подтверждающий эту мысль — книга пророка Ионы. Его проповедь, императивная по форме, есть ни что иное, как предупреждение о событии, которое должно, с его точки зрения, безусловно свершиться. «И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовав, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3.4).
В этом — одна из внутренних коллизий данной книги: Господь всегда дает возможность свершиться покаянию, т. е. ставит его как условие, выполнение которого делает наказание ненужным. В призыве Господа через Иону правителям и жителям Ниневии внутренне содержится эта условность, чего сам пророк не допускал.
Еще один яркий пример — эпизод из 3–й книги Царств, когда Господь через Своего пророка Илию предрекает гибель нечестивому израильскому царю Ахаву за его тяжелые и страшные преступления (3 Цар 21.17–26). По форме это пророчество Илии императивно, т. е. не допускает изменения.
Однако и здесь, несмотря на внешнюю форму, возможность покаяния, т. е. изменения последствий пророчества, имеется вполне: «Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказан, Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он, смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды, на дом его» (3 Царств 21.27–29).
Глубокое смирение и подлинное покаяние Ахава привело к изменению воли Божьей о нем. И здесь пророчество было внутренне условным.
Таким образом, из этих примеров можно сделать очень важный вывод: все пророчества Ветхого и Нового Завета, содержащие угрозу наказания, отвержения, разрушения, уничтожения и даже окончательной гибели, несмотря на императивную форму их высказывания, внутренне условны.
5.4. Содержание пророчества
Во все времена содержанием любого настоящего пророчества являются обличение и утешение.