Heeding the voice of the prophets
Еще один яркий пример — эпизод из 3–й книги Царств, когда Господь через Своего пророка Илию предрекает гибель нечестивому израильскому царю Ахаву за его тяжелые и страшные преступления (3 Цар 21.17–26). По форме это пророчество Илии императивно, т. е. не допускает изменения.
Однако и здесь, несмотря на внешнюю форму, возможность покаяния, т. е. изменения последствий пророчества, имеется вполне: «Выслушав все слова сии, Ахав [умилился пред Господом, ходил и плакал,] разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину [об Ахаве], и сказан, Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он, смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды, на дом его» (3 Царств 21.27–29).
Глубокое смирение и подлинное покаяние Ахава привело к изменению воли Божьей о нем. И здесь пророчество было внутренне условным.
Таким образом, из этих примеров можно сделать очень важный вывод: все пророчества Ветхого и Нового Завета, содержащие угрозу наказания, отвержения, разрушения, уничтожения и даже окончательной гибели, несмотря на императивную форму их высказывания, внутренне условны.
5.4. Содержание пророчества
Во все времена содержанием любого настоящего пророчества являются обличение и утешение.
Всякий пророк призван Господом к определенному церковному служению: обличать неправду, преступления, грехи народа и отдельного человека, отступление от правды Божьей и исполнения Закона, уход к служению иным богам. Обличение не является самоцелью, но призвано подвигнуть отдельного человека, группу людей или в народ в целом к покаянию, к изменению жизни, возвращению его к Господу и Его Завету.
Сила, с которой пророк обличает нечестие, такова, что до сих пор, по прошествии стольких тысячелетий, его речи снова и снова обращают многих людей на путь исправления жизни. Слова пророка Исаии «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город» (Ис 1.5–8) волнуют и обличают нас не меньше, чем его современников.
Обличения есть в книге каждого пророка. И они же — суть проповеди пророков бесписьменных.
Само Писание свидетельствует о Господе, что «Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое» (Сир 18.13).
Обличение человека в его грехах — горькое, но необходимое лекарство. Однако сила справедливого обличения такова, что ни один человек не может ее вынести. Огромной дозой этого лекарства любому человеку можно принести не пользу, а вред. Каждый без исключения человек грешен, безгрешен только Единственный Богочеловек. Каждого человека можно обличить так, что он будет этим просто раздавлен. Одно обличение, без призыва к чему‑то большему, непереносимо. Оно может даже убить человека. Это очень хорошо знали еще мудрецы древнего Израиля, которые говорили: «Назидание, в котором нет любви, не назидание».
На языке Ветхого Завета эта дилемма нередко звучит как «суд и милость». Например, в книге пророка Иеремии: «Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле» (Иер 9.24).
Или в книге пророка Осии: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос 12.6).