Heeding the voice of the prophets
Всякий пророк призван Господом к определенному церковному служению: обличать неправду, преступления, грехи народа и отдельного человека, отступление от правды Божьей и исполнения Закона, уход к служению иным богам. Обличение не является самоцелью, но призвано подвигнуть отдельного человека, группу людей или в народ в целом к покаянию, к изменению жизни, возвращению его к Господу и Его Завету.
Сила, с которой пророк обличает нечестие, такова, что до сих пор, по прошествии стольких тысячелетий, его речи снова и снова обращают многих людей на путь исправления жизни. Слова пророка Исаии «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими. И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город» (Ис 1.5–8) волнуют и обличают нас не меньше, чем его современников.
Обличения есть в книге каждого пророка. И они же — суть проповеди пророков бесписьменных.
Само Писание свидетельствует о Господе, что «Он обличает и вразумляет, и поучает и обращает, как пастырь стадо свое» (Сир 18.13).
Обличение человека в его грехах — горькое, но необходимое лекарство. Однако сила справедливого обличения такова, что ни один человек не может ее вынести. Огромной дозой этого лекарства любому человеку можно принести не пользу, а вред. Каждый без исключения человек грешен, безгрешен только Единственный Богочеловек. Каждого человека можно обличить так, что он будет этим просто раздавлен. Одно обличение, без призыва к чему‑то большему, непереносимо. Оно может даже убить человека. Это очень хорошо знали еще мудрецы древнего Израиля, которые говорили: «Назидание, в котором нет любви, не назидание».
На языке Ветхого Завета эта дилемма нередко звучит как «суд и милость». Например, в книге пророка Иеремии: «Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле» (Иер 9.24).
Или в книге пророка Осии: «Обратись и ты к Богу твоему; наблюдай милость и суд и уповай на Бога твоего всегда» (Ос 12.6).
В книге пророка Захарии сказано еще более определенно: «производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» (Зах 7.9).
Без милости суд (обличение) для нас было бы невыносим. Об этом же написано в послании апостола Иакова: «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» (Иак 2.13).
На языке Священного Писания, в том числе пророческих книг, это называется утешением.
Утешение — это, прежде всего активное действие человека или Бога. Чтобы его совершить, надо встать, оторвавшись от своих необходимых ежедневных забот, выйти из своего места, прийти к огорченному, подержать его, помочь ему понести тяжесть и, значит, разделить ее, в какой- то мере взяв ее на себя. Например, к Иову, пораженному всеми бедами мира сего, договорившись между собой, приходят из далеких мест три его близких друга «и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его» (Иов 1.11).
После известия о мнимой гибели Иосифа, любимого сына Иакова, «собранисъ все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его» (Быт 37.35). Их утешение было притворным. Это значит, что в данном случае слова Писания об утешении звучат иронически.
Это слово многократно встречается и в Новом Завете. После смерти Лазаря «многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их» (Ин 11.19).
Апостол Павел прямо называет утешение следствием пророческого дара: «а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение» (1 Кор 14.3).