Heeding the voice of the prophets
Очень важно, что Святого Духа, которого Сын Божий обещает послать всем верующим во имя Его, Он неизменно называет в Евангелии Утешителем: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и, напомнит вам все, что Я говорил, вам» (Ин 14.26; см. также Ин 14.15–17, 15.26–27 и 16.7–11).
Итак, можно сказать, что суть любого пророчества — обличение и утешение, и одно без другого не бывает. Как от одного обличения человек может впасть в уныние, не выдержав его тяжести, так и от одного утешения можно впасть в нетрезвенность, принять желаемое за реальность.
Заметим, что проповедь последнего пророка Ветхого Завета, о котором Сам Иисус свидетельствовал, что «из рожденных женами, не восставай больший, Иоанна Крестителя» (Мф 11.11), была, в передаче евангелиста Матфея, очень краткой: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3.2).
«Покайтесь» — это, конечно, обличение. Матфей не уточняет, в чем призывал покаяться Предтеча; к тому времени об этом уже столько было сказано и написано, что достаточно было только одного слова для обозначения покаяния.
«Приблизилось Царство Небесное» — это утешение, ибо оно уже действительно близко, рядом. Пророк это знает, хотя еще не засвидетельствовал, через Кого оно приблизилось, и это знание — великая для него радость и утешение. Само возвещение близости Царства Небесного, означающее близость Мессии, — такое утешение, больше которого и быть не может во всем Ветхом Завете.
Но в Новом Завете, с воплощением, смертью и воскресением Сына Божьего, появляется большее утешение. Царство небесное не просто теперь «близко», оно «внутрь вас есть» (Лк 17.21).
На языке апостола Павла это новое откровение звучит как «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2.19–20). Вот почему Иисус утверждает, что «из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божьем больше его» (Лк 7.28 и Мф 11.11).
Таким образом, в кратчайших евангельских словах, передающих смысл пророческой проповеди Иоанна Крестителя, заключена суть всех пророчеств Ветхого Завета.
5.5. Пророчество и время
Проблема «пророчество и время» невероятно сложна и многогранна. Поэтому мы выделим в ней только три отдельных темы, первые две из которых в какой‑то степени уже были рассмотрены.
5.5.1. Время, возвещения пророчества
Вопрос, когда, в каких обстоятельствах, слово Божие приносится в этот мир, был рассмотрен выше.
Отметим, что пророчество, если оно от Господа, никогда не бывает не вовремя. Об этом в Священном Писании сказано очень давно и точно: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом:… время молчать, и время говорить» (Еккл 3.1,7).