Heeding the voice of the prophets
«Он был, презрен и умален пред людьми, муж скорбей, и изведавший болезни, и мы отвращат от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы дума/т, что Он был поражаем, наказуем и у ничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53.3–5).
При этом он прекрасно знает, что время прихода Мессии еще не близко. Но Исайя — пророк видения. Образно говоря, Господь Духом Своим поднял пророка над рекой времени, и он уже видит будущее как настоящее, т. е. становится его свидетелем. Описывая то, что он уже видел, пророк, естественно, употребляет — как настоящий свидетель — прошедшее время.
Таким образом, происходит инверсия времени во многих пророческих текстах. «На стражу мою стан я, — читаем в книге пророка Аввакума, — и, стоя на башне, наблюдал, чтобы, узнать, что скажет Он во мне, и, что мне отвечать по жалобе моей,? И отвечай мне Господь и, сказал: запиши, видение и, начертай, ясно на скрижалях, чтобы, читающий, легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обматт; и хотя бы, и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Авв 2.1–3). И далее до конца этой главы пророческое видение о конце времен также описывается глаголами прошедшего времени.
Нередко будущее время в пророческих текстах описывается как настоящее. Вот один из ярких тому примеров: «И сказан, мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах 11.13).
Еще одно знаменитое пророчество, цитируемое в Мф 2.18, где используется тот же тип инверсии: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31.15).
Разумеется, нередок и обычный, т. е. последовательный порядок соотнесения времен, когда будущие события в пророчествах описываются глаголами будущего времени.
«Так говорит Господь Саваоф: опять старцы и старицы, будут сидеть на улицах в Иерусалиме, каждый с посохом в руке, от множества дней. И улицы, города сего напол нятся отроками и, отроковицами, играющими, на улицах его» (Зах 8.4–5).
Также и прошедшие события в пророческих текстах часто описываются глаголами прошедшего времени. «Сын, человеческий! Сии, люди, допустили, идолов своих в сердце свое и, поставили, соблазн, нечестия своего перед лицем своим: могу ли, Я отвечать им?» (Иез 14.3).
И, наконец, встречаются пророчества такого типа инверсии, когда о прошлом возвещается в будущем времени. «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и, у Иуды, посох и, трость, всякое подкрепление хнебом и, всякое подкрепление водою, храброго вождя и, воина, судью и, пророка, прозорливца и, старца, пятидесятника и, вельможу и, советника, и, мудрого художника и, искусного в слове» (Ис 3.1–3).
По–видимому, используя такую перевернутую глагольную конструкцию, пророк хочет тем самым подчеркнуть, что ужасные прошлые события, связанные с наказанием от Господа по грехам народа, могут повториться, если народ не обратится от греховной жизни.
Итак, в пророческих книгах Ветхого Завета очень распространена инверсия времени, относящаяся к пророчествам о будущем, настоящем и прошлом. Каждый раз, когда в тексте пророческой книги встречается подобного рода инверсия, следует задаться вопросом — какие причины, помимо чисто поэтических, были для ее появления в тексте? Что хотел подчеркнуть или к чему привлечь наше внимание пророк? Поэтому читать пророческие книги необходимо медленно и очень вдумчиво, внимательно анализируя соотнесение временных форм глаголов в пророческих текстах.
Вторую проблему можно назвать наложением времён в пророчестве.
В данном случае речь пойдет о пророчествах, имеющих отношение только к будущему, но оно, как известно, имеет разную количественную и качественную меру. И, действительно, в текстах пророческих книг можно отметить различные будущие времена.
Во–первых, пророчество может относиться к ближайшему будущему.