Heeding the voice of the prophets

Также и прошедшие события в пророческих текстах часто описываются глаголами прошедшего времени. «Сын, человеческий! Сии, люди, допустили, идолов своих в сердце свое и, поставили, соблазн, нечестия своего перед лицем своим: могу ли, Я отвечать им?» (Иез 14.3).

И, наконец, встречаются пророчества такого типа инверсии, когда о прошлом возвещается в будущем времени. «Вот, Господь, Господь Саваоф, отнимет у Иерусалима и, у Иуды, посох и, трость, всякое подкрепление хнебом и, всякое подкрепление водою, храброго вождя и, воина, судью и, пророка, прозорливца и, старца, пятидесятника и, вельможу и, советника, и, мудрого художника и, искусного в слове» (Ис 3.1–3).

По–видимому, используя такую перевернутую глагольную конструкцию, пророк хочет тем самым подчеркнуть, что ужасные прошлые события, связанные с наказанием от Господа по грехам народа, могут повториться, если народ не обратится от греховной жизни.

Итак, в пророческих книгах Ветхого Завета очень распространена инверсия времени, относящаяся к пророчествам о будущем, настоящем и прошлом. Каждый раз, когда в тексте пророческой книги встречается подобного рода инверсия, следует задаться вопросом — какие причины, помимо чисто поэтических, были для ее появления в тексте? Что хотел подчеркнуть или к чему привлечь наше внимание пророк? Поэтому читать пророческие книги необходимо медленно и очень вдумчиво, внимательно анализируя соотнесение временных форм глаголов в пророческих текстах.

Вторую проблему можно назвать наложением времён в пророчестве.

В данном случае речь пойдет о пророчествах, имеющих отношение только к будущему, но оно, как известно, имеет разную количественную и качественную меру. И, действительно, в текстах пророческих книг можно отметить различные будущие времена.

Во–первых, пророчество может относиться к ближайшему будущему.

Понятие «ближайшее» всегда в пророчестве количественно неопределенное. Оно может быть установлено как отрезок от нескольких дней до нескольких столетий. Так, одно из пророчеств Иеремии исполнилось очень скоро: «И умер пророк Анания в том же году, в седьмом месяце» (Иер 28.17).

Другое же его пророчество свершилось через несколько лет или, может быть, десятилетий: «И ты, Пасхор, и все живущие в доме твоем, пойдете в плен; и придешь в Вавилон, и там умрешь, и там будешь похоронен, ты и все друзья твои, которым ты пророчествовал ложно» (Иер 20.6).

Пророчеств же больших и малых пророков VIII — VII веков о грядущем наказании от Господа в виде плена, запустения земли и разрушения Храма так много, что их можно и не приводить. Время их исполнения — от нескольких столетий до нескольких лет. Но все они относятся к ближайшему будущему, так как пророки передают нам свое понимание и ощущение, что они свершатся скоро.

Во–вторых, пророчество может относиться к отдаленному будущему.

Как правило (но не обязательно!), эти пророчества связаны со временем прихода Мессии, Который искупит Свой народ. Приведем пример: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предан, душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделайся ходатаем» (Ис 53.11–12).

Эти пророчества могут также относится к неопределенно–отдаленным временам, которые связанны с такими важнейшими событиями как:

Собирания остатка народа Божия. Например, «Непременно соберу всего тебя, Иаков, непременно соединю остатки Израиля, совокуплю их воедино, как овец в Восоре, как стадо в овечьем загоне; зашумят они от многолюдства» (Мих 2.12).