Heeding the voice of the prophets

В Новом Завете пророчества, относящиеся к этим временам, можно увидеть в книге Откровения. Видения Иоанна о новом Иерусалиме, сходящем от Бога с неба, несомненно, относятся к временам уже наступившего Царствия Божьего: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр 21.4).

Однако пророчеств такого рода, которые можно с большей или меньшей уверенностью отнести к определенной эпохе в будущем, относительно немного.

Гораздо больше пророчеств иного рода, в которых эти будущие времена накладываются друг на друга, сливаясь, в какой‑то мере, в образ целого и неразделяемого будущего.

Связано это, по–видимому, с тем, что пророчество дается Богом через конкретного человека, очень часто — гениального, но всегда ограниченного в своих человеческих возможностях, в своем видении будущего, в своей способности различения времен. Но главная причина, скорее всего, связана с тем, что Господь открывает людям только то, что им важно и полезно знать для их жизни и веры. Как сказано в Торе, «сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — паи и сынам нашим до века, чтобы, мы исполняли все слова закона сего» (Втор 29.29). «До века» и означает, в данном случае, до наступления времени нового творения.

И тогда пророчество, относящееся, на первый взгляд, к близким временам, например, к освобождению из вавилонского плена и восстановлению Храма, оказывается в равной степени относящимся и ко всем последующим периодам отдаленного и даже эсхатологического будущего. Пророческие времена, относящиеся к будущему, нередко становятся практически неразличимыми.

В качестве примера приведем пространное пророчество Исаии о Египте. «Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством. И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф. И истощатся воды, в море и, река иссякнет и, высохнет; и, оскудеют реки, и, каналы, Египетские обмелеют и, высохнут; камыш и, тростник завянут. Поля при реке, по берегам реки, и, все, посеянное при реке, засохнет, развеется и, исчезнет. И воспла- чут рыбаки, и, возрыдают все, бросающие уду в реку, и, ставящие сети, в воде впадут в уныние; и, будут в смущении, обрабатывающие лен, и, ткачи, белых полотен; и, будут сокрушены, сети, и, все, которые содержат садки, для живой, рыбы, упадут в духе» (Ис 19.2–9).

Казалось бы, перед нами — грозное пророчество, обличающее нечестие служения египтян идолам, и грядущее наказание им за это — голод, войны, междоусобицы. На первый взгляд, это пророчество, относящееся к ближайшему будущему. Но пророческий текст целостен, и его продолжение переносит нас во времена эсхатологические, если не более далекие.

«В тот день пять городов в земле Египетской, будут говорить языком Ханаанским и, клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца. В тот день жертвенник Господу будет посреди, земли Египетской, и, памятник Господу — у пределов ее. И будет он, знамением и, свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они, воззовут к Господу по причине притеснителей, и, Он пошлет им спасителя и, засту пника, и, избавит их. И Господь явит Себя в Египте; и, Египтяне в тот день познают Господа и, принесут жертвы, и, дары,, и, дадут обеты, Господу, и, исполнят. И поразит Господь Египет; поразит и, исцелит; они обратятся к Господу, и, Он, услышит их, и, исцелит их. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и, будет приходить Ассур в Египет, и, Египтяне — в Ассирию; и, Египтяне вместе с Ассириянами, будут служить Господу. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и, Ассириею; благословение будет посреди, земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен, народ Мой, — Египтяне, и, дело рук Моих — Ассирияне, и, наследие Мое — Израиль» (Ис 19.18–25).

Слова «в тот день» уже относятся ко Дню Господню, т. е. в данном случае, к Царству Небесному. Иными словами, никак нельзя считать, что это пророчество уже свершилось. Полное исполнение его еще впереди.

Такого рода трудности чтения и понимания пророческих текстов становятся одними из самых сложных проблем при попытке их исследования. Если продолжить приведенную выше метафору с пророком, которого Господь поднимает Духом Святым над рекой времени, то, чем выше духовно поднят пророк, тем значительнее линия горизонта его видения, тем дальше и больше он видит. Но при этом, увиденные им картины, относящиеся к разным эпохам будущего, все более сливаются в видение одного неразделимого целого.

Таким образом, вчитываясь в даже относительно «простые» пророчества, относящиеся к определенному, на первый взгляд, будущему, необходимо всегда внимательно и осторожно предполагать в них наличие более глубоких временных горизонтов пророчества.

5.6. Методы исследования смысла пророчеств

Пророческая книга, будучи изъявлением воли Божьей через пророка, обладает как текст удивительным качеством: целостностью. Эта целостность является важнейшим и неотъемлемым свойством каждой пророческой книги.