Heeding the voice of the prophets
Любые научные и богословские исследования, которые пытаются выявить источники написания или редактирования той или иной пророческой книги, разбить ее на самостоятельные тексты, принадлежавшие различным авторам, соотнести ее текст с современными проблемами, т. е. привнести новые оттенки смысла, должны иметь определенные границы. Одним из важнейших критериев возможности принятия результатов того или иного исследования является сохранение текста пророческой книги как целого.
Апостолу Иоанну Богослову это обстоятельство представлялось настолько важным, что он счел необходимым внести в текст своей книги грозное предупреждение: «И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге м н иш и в святом граде и в том, что написано в книге сей» (Откр 22.18–19).
Все Священное Писание как слово Божье является, парадоксальным образом, одновременно бесконечно сложным и, в то же время, очень простым. Антиномичность этого явления прямо связана с антиномичностью природы Самого Бога, Который также одновременно бесконечно прост и бесконечно сложен.
Это обстоятельство делает необходимым при исследовании смысла целостного пророческого текста и, тем более, при последующей попытке его толкования, прибегать к специальным средствам анализа.
За последние столетия библеистика выработала и апробировала достаточно много общих и специальных методов и средств анализа текста Священного Писания. В рамках данной работы невозможен даже их беглый обзор. Существуют многочисленные монографии и учебные пособия, описывающие эти методы; некоторые из них приведены в списке литературы. Поэтому они не будут здесь рассматриваться, тем более что многие из них предназначены для анализа конкретных библейских текстов.
Остановимся только на одном подходе, который поможет ввести читателя в пространство возможных смыслов того или иного пророческого текста. При этом поиск самого смысла или множества смыслов предоставляется усердию самих читателей, желающих исследовать этот текст. Этот подход не претендует на какую‑то общность и значимость. Он является вспомогательным, и в этом его предназначение.
В качестве одного из таких вспомогательных средств, направленных на исследование смысла пророческого текста, предлагается метод помещения этого текста в особое пространство. При этом своего рода качественными векторами этого пространства являются основные (базовые) понятия, необходимые для анализа и осмысления текста. Тогда выявление и анализ смысла того или иного пророческого текста может происходить в области пересечения этих векторов, своего рода смысловой координате данного текста.
Это не значит, что смысл пророчества будет определяться только на основе данного метода. Результаты, полученные с его помощью, могут содействовать каждому благоговейному читателю Библии обрести тот уникальный и неповторимый смысл пророчества, который Господь именно ему открывает «здесь и сейчас».
Необходимо сделать несколько предварительных замечаний, относящихся к постижению смысла пророческих текстов Библии.
Во–первых, глубина и многообразие смысла пророческих книг Священного Писания бесконечны. То, что открывается одному читателю или исследователю текста, всегда является лишь частичным постижением его смысла. Никогда никто из людей не мог и не сможет постичь глубину ее смысла в полноте. Только Сам Господь обладает этой полнотой.
Во–вторых, открываемый смысл пророчеств зависит от огромного числа особенностей, относящихся не к самому тексту, а к его читателю. Обстоятельства и глубина его веры, возраст, жизненный и церковный опыт, принадлежность к определенному христианскому сообществу, а также к эпохе, стране, культуре и языку, социальное и экономическое положение и многое другое влияют на постижение смысла пророческих книг. Изменение этих обстоятельств непременно приводит и к изменению акцентов в постижении смысла текста, и к открытию в нем новых обстоятельств и глубин.
В–третьих, только в Церкви Христовой происходит накопление богатства смыслов и оттенков смыслов текста пророческих книг Священного Писания, как и самого Священного Писания. Это означает, что каждый раз, когда кто- то приступает к поиску и исследованию смысла этих книг, он (или они) участвуют в этом накоплении богатства. Иными словами, исследование смысла текста Библии — вне зависимости от того, становятся известны результаты этого исследования кому‑либо или нет — дело церковное.
С учетом этого, перейдем к описанию данного метода исследования смысла пророческого текста. Чтобы не усложнять описание, будем его проводить на примере всего трех базовых векторов, содержащих основные понятия, необходимые для анализа.
Итак, для формирования смыслового пространства анализа каждого пророческого текста можно предложить три вектора.