Heeding the voice of the prophets
III вектор: отображение пророчества. Как уже отмечалось, любое пророчество как изъявление воли Божьей в этот мир, целостно и неделимо. Но слово Божие настолько превосходит наши возможности его целостного восприятия, что традиционно оно воспринимается как отображение в различных сферах знаний. Их довольно много — это и богословие, и философия, и т. д.
При этом надо отдавать себе отчет, что сумма любого числа подобных отображений будет значительно меньше целого. Более того, она никогда не будет полностью совпадать с ним.
Мы выделяем семь возможных отображений, или, лучше сказать, представлений. На самом деле, их число гораздо больше. В приведенном ниже списке отсутствует, например, очень важное для всех пророчеств этическое представление. Можно также добавить литургическое представление, тварное или, выражаясь современным языком, экологическое, и т. д.
1) Теологическое или богословское представление. Что мы можем узнать о Боге из Священного Писания? Какие вопросы мы можем задавать Библии, исследовать и обсуждать, а о чем следует благоговейно молчать?
2) Тринитарное или троическое. Частное, но очень важное представление о простой и одновременно сложной природе Самого Творца.
3) Христологическое или мессианское. Кто такой Мессия? Для чего Он должен прийти? Какие признаки Его пришествия?
4) Антропологическое — представление о человеке, причем в нескольких аспектах: во–первых, о том, каким он был задуман Творцом, во–вторых, каким он стал в результате грехопадения, и, наконец, каким об станет в результате нового творения в Царстве Божьем.
5) Сотериологическое — представление о спасении и Спасителе.
6) Экклезиологическое — представление о Церкви как собрании народа Божьего во главе с Самим Господом.
7) Эсхатологическое — представление о «последних» временах, о Царстве Небесном.
В самом тексте Священного Писания — как Ветхого, так и Нового Завета — нет ничего похожего на эти научно–богословские представления или проекции. Язык Библии, подчеркнем это еще раз, является целостным и вненауч- ным, как и внебогословским. Однако, начиная с древнейших времен, текст Священного Писания познавался именно на этих или подобных им проекциях, достаточно разнообразных в разные исторические эпохи, но всегда жизненно важных. Вся традиция исследования и проповеди Библии основана именно на таком подходе.
Как и при рассмотрении первых двух векторов, здесь действует то же правило единственности использования той или иной проекции при анализе конкретного пророческого текста. Выбор же того, какая из всех возможных проекций является в настоящий момент самой важной, зависит от самого читателя пророческих книг, а также от всей совокупности обстоятельств и особенностей его веры и жизни.
Проведенный подобным образом анализ является непростой, но лишь предварительной работой по построению того пространства свободы, в котором только и можно обрести смысл пророческого слова.