Heeding the voice of the prophets

5) Сотериологическое — представление о спасении и Спасителе.

6) Экклезиологическое — представление о Церкви как собрании народа Божьего во главе с Самим Господом.

7) Эсхатологическое — представление о «последних» временах, о Царстве Небесном.

В самом тексте Священного Писания — как Ветхого, так и Нового Завета — нет ничего похожего на эти научно–богословские представления или проекции. Язык Библии, подчеркнем это еще раз, является целостным и вненауч- ным, как и внебогословским. Однако, начиная с древнейших времен, текст Священного Писания познавался именно на этих или подобных им проекциях, достаточно разнообразных в разные исторические эпохи, но всегда жизненно важных. Вся традиция исследования и проповеди Библии основана именно на таком подходе.

Как и при рассмотрении первых двух векторов, здесь действует то же правило единственности использования той или иной проекции при анализе конкретного пророческого текста. Выбор же того, какая из всех возможных проекций является в настоящий момент самой важной, зависит от самого читателя пророческих книг, а также от всей совокупности обстоятельств и особенностей его веры и жизни.

Проведенный подобным образом анализ является непростой, но лишь предварительной работой по построению того пространства свободы, в котором только и можно обрести смысл пророческого слова.

5.7. Молитва и пророчество

Слово Божие, пришедшее в этот мир через пророка, это всегда слово молитвенное. Все Священное Писание, весь Новый и Ветхий Завет, включая пророческие книги — это молитва.

При этом некоторые тексты мы умеем воспринимать как молитвенные. Это достаточно ясно, например, для всей книги Псалтирь. Но по отношению к другим, например, родословиям в книгах Бытие, Числа, Паралипоменон, или же в первой главе Евангелия Матфея, это сделать непросто.

Невозможно читать Библию без молитвы. В противном случае это будет совсем другая книга, совсем иное чтение. Недаром еще в глубокой древности в ветхозаветной Церкви родилась и была сохранена традиция молитвенного чтения Писания. Эту традицию приняла как свою собственную и христианская Церковь, в которой она бережно хранилась на протяжении многих веков.

Главное достоинство такого молитвенного чтения, помимо того, что оно адекватно самой Библии — в его целостности.

Все имеющиеся методы анализа текста пророческих книг, несмотря на их разнообразие и множество достоинств, помогают обрести лишь частичное понимание смысла пророчеств.

Это не означает, что они противостоят молитвенному чтению как особому способу постижения смысла этих книг. Напротив, только используя все эти методы, но в молитвенном духе, появляется надежда на постижение целостного смысла пророческого текста.