Heeding the voice of the prophets
Но мы вполне можем говорить именно о внешней стороне призвания, о том, как оно происходит.
Первый этап призвания — это всегда призыв Господа. В Ветхом завете этот призыв происходит разнообразно. Это может быть зовущий человека голос Божий, как это случилось с Ионой (Ион 1.1), Амосом, Иеремией (Иер 1.4–5), Самуилом и другими пророками. Но нередко этот призыв можно трактовать как видение, которое Бог открывает своему избраннику. Так было с Исайей, который видел образ славы Божьей, наполнившей храм (Ис 6.1–4), с Иезе- киилем, которому слава Божия была явлена в образе невиданной огненной колесницы, ободья которой были полны глаз (Иез 1.4–28).
Отметим, что иногда это призвание является полной неожиданностью для человека, как это было для Савла (Деян 9.3–6), или для отрока Самуила, не знавшего, как ответить на призыв (1 Цар 3.3–10), или же для пророка Амоса, который сам пишет, что он «не пророк и не сын пророка… но Господь взял меня от овец» (Ам 7.14–15). Нередко призыв обращен к человеку, подготовленному своей жизнью и научением к этому. Так произошло, по–видимому, с пророком Аввакумом (Ав 2.1), с пророком Ионой (Ион 1.1), с пророком Даниилом или с Елисеем (3 Цар 19.19–20).
То, что видит или слышит человек, настолько превосходит его личный и церковный опыт, что нередко возникает мысль о неизбежной смерти: «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 6.5). Или же человек падает на землю, будучи потрясен этим призывом, как это было с Иезекиилем.
В любом случае, призыв рождает в нем покаяние — это является вторым этапом призвания. Покаяние в текстах пророческих книг обычно выражается очень кратко и эмоционально.
Слова, которыми выражается покаяние, часто настолько непривычны, что узнать в них покаяние бывает довольно сложно. Это могут быть слова «горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами…», как это мы видим у Исаии (6.5), или еще более странные слова Иеремии «о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод» (Иер 1.6), которыми также обозначено покаяние. Оно может быть даже безмолвным, т. е. твориться в глубине сердца — как это было у Иезекии- ля, который, увидев видение славы Божьей, «пал на лицо свое» (Иез 2.1).
Глубокое осознание своей греховности, нередко называемой на языке Закона Моисеева нечистотой, приводит к покаянию как активному действию, требующему ответа Призывающего.
Такой ответ дается, это — прощение, часто называемое на языке Закона очищением, которое является третьим этапом призвания.
Описать, как происходит прощение (очищение), еще более трудно по сравнению с описанием покаяния. Это невозможно сделать на обычном языке, здесь необходим язык символический, язык поэзии. Только поэтические образы позволяют каким‑то образом соприкоснуться с невыразимым мистическим опытом получения прощения.
Исайя буквально живописует его в образах очищения огнем: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказан: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис 6.6–7).
Нечто подобное происходит и с Иеремией. Его очищение показано не менее поэтично: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих» (Иер 1.9). Не это ли очищение имел в виду Спаситель, когда говорил Своим ученикам: «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк 7.15–16 и параллельное место Мф 5.11). Господь в Евангелии привлекает внимание слушателей к словам пророка, не называя их прямо, показывая тем самым, в чем суть очищения: не в исполнении определенных ритуальных действий, а в чистоте уст, что на библейском языке всегда означало чистоту сердца.
Иезекииль показывает прощение как активное действие Духа: «и слышан глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои» (Иез 2.1–2). Господь объявляет пророку о прощении, призывая его встать на ноги, но человек сам этого сделать не может. И тогда его поднимает на ноги Дух, посылаемый от Господа, Который и очищает пророка «от всякой скверны», по словам молитвы Святому Духу.
Прощение в пророческом призвании не является момен- тным актом, но всегда процессом, нередко довольно длительным, так как человеку требуется немалое время, чтобы понять и принять это прощение свыше.
Показателен пример Моисея. В Пятикнижии только деликатно упоминается, что «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского» (Исх 3.1) сорок лет. Но это была его внешняя деятельность. Чем же он был занят духовно, прежде чем «воззвал к нему Бог из среды куста» (Исх 3.4), и он был призван к пророческому служению? Несомненно, каялся за свою прошлую жизнь богатого египетского вельможи, ни в чем не знающего отказа приемного сына дочери фараона, которая привела его к смертному греху — убийству человека без всякого суда. Каялся пред Богом и получил прощение, но на это ушло не одно десятилетие его жизни.