Heeding the voice of the prophets
Такой ответ дается, это — прощение, часто называемое на языке Закона очищением, которое является третьим этапом призвания.
Описать, как происходит прощение (очищение), еще более трудно по сравнению с описанием покаяния. Это невозможно сделать на обычном языке, здесь необходим язык символический, язык поэзии. Только поэтические образы позволяют каким‑то образом соприкоснуться с невыразимым мистическим опытом получения прощения.
Исайя буквально живописует его в образах очищения огнем: «Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказан: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен» (Ис 6.6–7).
Нечто подобное происходит и с Иеремией. Его очищение показано не менее поэтично: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих» (Иер 1.9). Не это ли очищение имел в виду Спаситель, когда говорил Своим ученикам: «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. Если кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мк 7.15–16 и параллельное место Мф 5.11). Господь в Евангелии привлекает внимание слушателей к словам пророка, не называя их прямо, показывая тем самым, в чем суть очищения: не в исполнении определенных ритуальных действий, а в чистоте уст, что на библейском языке всегда означало чистоту сердца.
Иезекииль показывает прощение как активное действие Духа: «и слышан глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои» (Иез 2.1–2). Господь объявляет пророку о прощении, призывая его встать на ноги, но человек сам этого сделать не может. И тогда его поднимает на ноги Дух, посылаемый от Господа, Который и очищает пророка «от всякой скверны», по словам молитвы Святому Духу.
Прощение в пророческом призвании не является момен- тным актом, но всегда процессом, нередко довольно длительным, так как человеку требуется немалое время, чтобы понять и принять это прощение свыше.
Показателен пример Моисея. В Пятикнижии только деликатно упоминается, что «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского» (Исх 3.1) сорок лет. Но это была его внешняя деятельность. Чем же он был занят духовно, прежде чем «воззвал к нему Бог из среды куста» (Исх 3.4), и он был призван к пророческому служению? Несомненно, каялся за свою прошлую жизнь богатого египетского вельможи, ни в чем не знающего отказа приемного сына дочери фараона, которая привела его к смертному греху — убийству человека без всякого суда. Каялся пред Богом и получил прощение, но на это ушло не одно десятилетие его жизни.
Прощение (очищение), получаемое пророком, не является его личным делом. В Ветхом Завете, как, впрочем, и в Новом, прощение свыше всегда подается человеку для его последующего служения Церкви. Библейскому сознанию, в отличие от современного, всегда было присуще именно такое понимание покаяния и прощения.
Поэтому вслед за очищением пророку всегда предлагается служение — это четвертый этап призвания. Служение никогда не навязывается, а именно предлагается, ибо Бог бесконечно уважает свободу человека. Нередко оно предлагается не прямо, а в форме косвенного вопроса: «И услышан я голос Господа, говорящего: кого Mm послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис 6.8). Господь невероятно деликатен, Он Свой вопрос не обращает прямо к Исаии.
Даже когда призыв к служению выражен в форме императива, как это было у пророка Ионы, свобода выбора всегда остается за человеком (Иона 1.1).
Пятый этап призвания состоит в принятии или в отвержении предложенного служения. Мы видим ответ Исаии: «И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис 6.8). Похожий ответ когда‑то дал юный Самуил, наученный своим учителем Илией: «И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар 3.10).
Надо отметить, что этот этап довольно редко фиксируется в пророческих книгах. Обычно он в них опускается, и повествование сразу переходит к следующему этапу.
Деликатность Господа рождает в ответ деликатность пророка, который старается фиксировать внимание слушателя или читателя не на себе, а только на том служении, которое было ему даровано. Этим, скорее всего, и объясняется редкость описания пятого этапа в пророческих книгах.
Зато шестой этап — поставление пророка на служение, что подразумевает принятие пророком призыва Господа, — описан во многих пророческих книгах. У Исаии: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис 6.9–10 и далее до 6.13).