Heeding the voice of the prophets
Прощение (очищение), получаемое пророком, не является его личным делом. В Ветхом Завете, как, впрочем, и в Новом, прощение свыше всегда подается человеку для его последующего служения Церкви. Библейскому сознанию, в отличие от современного, всегда было присуще именно такое понимание покаяния и прощения.
Поэтому вслед за очищением пророку всегда предлагается служение — это четвертый этап призвания. Служение никогда не навязывается, а именно предлагается, ибо Бог бесконечно уважает свободу человека. Нередко оно предлагается не прямо, а в форме косвенного вопроса: «И услышан я голос Господа, говорящего: кого Mm послать? и кто пойдет для Нас?» (Ис 6.8). Господь невероятно деликатен, Он Свой вопрос не обращает прямо к Исаии.
Даже когда призыв к служению выражен в форме императива, как это было у пророка Ионы, свобода выбора всегда остается за человеком (Иона 1.1).
Пятый этап призвания состоит в принятии или в отвержении предложенного служения. Мы видим ответ Исаии: «И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис 6.8). Похожий ответ когда‑то дал юный Самуил, наученный своим учителем Илией: «И сказал Самуил: говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (1 Цар 3.10).
Надо отметить, что этот этап довольно редко фиксируется в пророческих книгах. Обычно он в них опускается, и повествование сразу переходит к следующему этапу.
Деликатность Господа рождает в ответ деликатность пророка, который старается фиксировать внимание слушателя или читателя не на себе, а только на том служении, которое было ему даровано. Этим, скорее всего, и объясняется редкость описания пятого этапа в пророческих книгах.
Зато шестой этап — поставление пророка на служение, что подразумевает принятие пророком призыва Господа, — описан во многих пророческих книгах. У Исаии: «И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис 6.9–10 и далее до 6.13).
Дарованное служение фиксируется словами «пойди и скажи», которые пророк, а вслед за ним и мы, понимаем достаточно точно.
Эти слова — своего рода сакральная формула поставле- ния на служение. В Евангелии мы встречаем эти слова десятки раз, часто они исходят из уст Иисуса (см., например, Мф 11.4, 26.18, 28.7, 28.10; Мк 1.44, 10.52,' Лк 7.8, 7.22, 13.32, 15.18, 22.8; Ин 9.7) и всегда понимаются Его учениками или людьми, к которым обращены эти слова, именно как дарование им служения.
У Иеремии: «и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1.9–10). Здесь двойное поставление: «вложил слова Мои в уста твои» и «поставил тебя». Оба выражения многократно встречаются в Евангелии, нередко они исходит из уст Сына Божьего. Он часто призывает «слушать и исполнять слова Мои» (например, Мф 7.26).
У Иезекииля: «И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: ~так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез 2.3–5).
Слова «Я посылаю тебя» — аналогичная предыдущим формула дарования служения. Она также неоднократно встречается в Евангелии, особенно в 17–й главе Иоанна. И всегда они вкладывается в уста Божии, или это слова Самого Иисуса: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин 17.18). Это особая сакральная формула — формула власти свыше.
У Ионы: «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Ион 3.1–2). Слова «Встань, иди, проповедуй [возвещай]» — также вполне известная новозаветная формула поставления на служение. Она нередко используется частично, но может применяться и полностью (см., например, Мф 28.10; Деян 9.15).
У Амоса: «Господь взял меня от овец и сказан мне Господь:"иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7.15). Это довольно редкая формула поставления «иди, пророчествуй», хотя по смыслу она близка или даже тождественна формуле Исаии.