Heeding the voice of the prophets

Дарованное служение фиксируется словами «пойди и скажи», которые пророк, а вслед за ним и мы, понимаем достаточно точно.

Эти слова — своего рода сакральная формула поставле- ния на служение. В Евангелии мы встречаем эти слова десятки раз, часто они исходят из уст Иисуса (см., например, Мф 11.4, 26.18, 28.7, 28.10; Мк 1.44, 10.52,' Лк 7.8, 7.22, 13.32, 15.18, 22.8; Ин 9.7) и всегда понимаются Его учениками или людьми, к которым обращены эти слова, именно как дарование им служения.

У Иеремии: «и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1.9–10). Здесь двойное поставление: «вложил слова Мои в уста твои» и «поставил тебя». Оба выражения многократно встречаются в Евангелии, нередко они исходит из уст Сына Божьего. Он часто призывает «слушать и исполнять слова Мои» (например, Мф 7.26).

У Иезекииля: «И Он сказал мне: сын человеческий! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня. И эти сыны с огрубелым лицем и с жестоким сердцем; к ним Я посылаю тебя, и ты скажешь им: ~так говорит Господь Бог!» Будут ли они слушать, или не будут, ибо они мятежный дом; но пусть знают, что был пророк среди них» (Иез 2.3–5).

Слова «Я посылаю тебя» — аналогичная предыдущим формула дарования служения. Она также неоднократно встречается в Евангелии, особенно в 17–й главе Иоанна. И всегда они вкладывается в уста Божии, или это слова Самого Иисуса: «Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» (Ин 17.18). Это особая сакральная формула — формула власти свыше.

У Ионы: «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» (Ион 3.1–2). Слова «Встань, иди, проповедуй [возвещай]» — также вполне известная новозаветная формула поставления на служение. Она нередко используется частично, но может применяться и полностью (см., например, Мф 28.10; Деян 9.15).

У Амоса: «Господь взял меня от овец и сказан мне Господь:"иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7.15). Это довольно редкая формула поставления «иди, пророчествуй», хотя по смыслу она близка или даже тождественна формуле Исаии.

Итак, мы выделили шесть этапов в призвании пророка. Это общая структурная схема, которую полностью можно увидеть лишь у Исаии. У некоторых пророков она сложнее, например, у Ионы, с его отвержением призвания, а, затем, вторичным призванием.

Большинство же пророческих книг не описывают полностью эту структуру, довольствуясь двумя этапами: призывом к пророчеству и поставлением на служение, т. е. первым и шестым этапами.

У Захарии: «В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: прогневайся Господь на отцов ваших великим гневом, и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне…» (Зах 1.1–3). Здесь фиксируются только эти два события в жизни пророка: «было к нему слово Господне» и дарование служения — «ты скажи им».

У некоторых пророков призвание излагается еще проще — первый и шестой этапы сливаются и становятся практически неразличимыми. У Аггея, Михея, Софонии, Иоиля, Осии формула призвания очень проста: «в такой‑то год такого‑то царя или таких‑то царей [или такого‑то события] «было слово Господне» к пророку такому‑то, сыну такого‑то».

Очень часто эти этапы описываются словами: «Слово Господне, которое было к…» (Ос 1.1, Иоиль 1.1, Мих 1.1, Соф 1.1, Зах 1.1, Мал 1.1) или словами «видение»: «Видение Авдия» (Авд 1.1), «книга видений Наума» (Наум 1.1), «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум» (Авв 1.1).

Формула пророческого призвания — это именно сакральная формула, а не описание события, произошедшего в жизни пророка. Как всякая сакральная формула, она может иметь краткую форму, которая соразмерна количеству текста данной книги. Недаром кратчайшая формула встречается исключительно в книгах малых пророков.

6.2.2. Призвание Савла