Heeding the voice of the prophets
Отметим, что в новозаветной книге Деяний Апостолов описание призвания и поставления на пророческое служение Савла происходит по полной схеме, отмеченной нами у Исаии, и включает все шесть этапов, и даже несколько больше. Лука добавляет еще два этапа, причем делает это с определенной целью. Покажем в виде таблицы, как текст описания этого призвания может быть соотнесен с предложенной нами схемой.
Выделенные этапы призвания пророка Деяния, 9–я глава: призвание Савла 1 этап: призыв. Господа «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет, с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (3–4). 2 этап: покаяние как активное действие, которое рождается в человеке в ответ на призыв Господа. «Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет, тебе, что тебе надобно делать» (5–6). 2 «А» этап: возвещение пророкам Церкви о предстоящем служении нового пророка. «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел. Анания отвечал: Господи! я слышал от. многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет, от. первосвященников власть вязать всех, призывающих имя. Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя. Мое перед народами и царями и сынами Пзраилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя. Мое» (10–16). 3 этап: прощение, называемое на языке Закона очищением, которое подается Господом и является Его ответом на покаяние. «Анания, пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат. Савл! Господь Иисус, явившийся, тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел […] И тотчас как бы чешуя, отпала от. глаз его, и вдруг он прозрел» (17а, б; 18а). 4 этап: предложение служения пророку. «и [чтобы ты] исполнился. Святаго Духа» (176). 5 этап: принятие предложенного служения. «и, встав, крестился.» (186). 6 этап: поставление пророка на служение. «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» (20). 6 «А» этап: укрепление пророка в его служении. «А Савл более и более укреплялся, и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» (22).
Отметим, что по сравнению с выделенной нами шести- ступенчатой схемой призвания пророка, Лука добавляет еще два этапа: возвещение уже служащим Богу пророкам о призвании к служению нового пророка (2А) и свидетельство Церкви об укреплении нового пророка в его служении (6А).
Последний этап, строго говоря, не является каким‑то определенным этапом призвания к служению, но уже самим служением, так как временных пределов в укреплении, т. е. в совершенствовании пророческого служения нет. Он нужен, чтобы показать неизменность воли Павла служить Богу и посланному от Него Сыну в качестве пророка.
В тексте Евангелия от Луки в теме «укрепления» подчеркивается то же водительство свыше: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк 1.80) и «Мшденец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк 2.40). Слово «укрепление» подчеркивает связь между служениями пророка Иоанна, Крестителя Господня, Самого Иисуса Мессии и вновь поставляемого на служение Савла. Таким образом, акцентируется значение будущего пророческого служения Павла для всей Церкви.
Что касается этапа 2А — возвещения пророкам о новом призвании, — то в этом можно увидеть своего рода аллюзию к известным словам из книги пророка Амоса: «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам 3.7). Это очень древняя тайна действия Бога в сотворенном Им мире, возвещенная когда‑то Амосом. В Новом Завете эта тайна не декларируется, но неизменно показывается. Все события земной жизни Иисуса Христа — от Его рождения до Распятия, Воскресения и Вознесения, всегда предваряются пророческим возвещением об их свершении.
Возвещение о призвании нового пророка является определенным во времени этапом. Приведя его в 9–й главе Деяний, Лука, тем самым, подчеркивает не личный, но церковный характер призвания Савла.
В целом в описании пророческого призвания Савла Лука следует сразу двум источникам: 6–й главе книги пророка Исаии и 1–2 главам текста Евангелия его имени. Тем самым Лука показывает одновременно преемственность пророческого призвания Савла, его нахождение в русле всей ветхозаветной пророческой традиции, с одной стороны, и его принципиальную новизну — с другой.
Таким образом, Лука делает акцент на пророческом характере этого призвания и его значении. Воспроизведя полную схему пророческого призвания Исаии по отношению к Павлу, Лука, тем самым, ставит служение этого апостола в Церкви Христовой на один уровень со служением великого ветхозаветного пророка.
6.3. Пророчество как церковное служение
По свидетельству Нового Завета, первым пророком был Енох, о котором святой апостол Иуда, опираясь на древнее Предание, писал: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама…» (Иуд 1.14). О ком он пророчествовал — апостол Иуда пишет выше, в стихе 4–м.
Но кому он пророчествовал? И где, в какой среде? Мы этого не знаем. Но мы можем утверждать, что он, как и все без исключения последующие пророки, пророчествовал Церкви.
Всякое пророчество совершается Богом через пророка в Церкви, для Церкви и Самой Церковью. Таким образом, вне Церкви пророчество или является лжепророчеством или страдает от неполноты.