Heeding the voice of the prophets
В целом в описании пророческого призвания Савла Лука следует сразу двум источникам: 6–й главе книги пророка Исаии и 1–2 главам текста Евангелия его имени. Тем самым Лука показывает одновременно преемственность пророческого призвания Савла, его нахождение в русле всей ветхозаветной пророческой традиции, с одной стороны, и его принципиальную новизну — с другой.
Таким образом, Лука делает акцент на пророческом характере этого призвания и его значении. Воспроизведя полную схему пророческого призвания Исаии по отношению к Павлу, Лука, тем самым, ставит служение этого апостола в Церкви Христовой на один уровень со служением великого ветхозаветного пророка.
6.3. Пророчество как церковное служение
По свидетельству Нового Завета, первым пророком был Енох, о котором святой апостол Иуда, опираясь на древнее Предание, писал: «О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама…» (Иуд 1.14). О ком он пророчествовал — апостол Иуда пишет выше, в стихе 4–м.
Но кому он пророчествовал? И где, в какой среде? Мы этого не знаем. Но мы можем утверждать, что он, как и все без исключения последующие пророки, пророчествовал Церкви.
Всякое пророчество совершается Богом через пророка в Церкви, для Церкви и Самой Церковью. Таким образом, вне Церкви пророчество или является лжепророчеством или страдает от неполноты.
Становление и развитие пророческого служения происходило в тесной связи с рождением и последующим ростом ветхозаветной Церкви. В истории ветхозаветной Церкви можно выделить определенные этапы, которые связаны с последовательностью исторических заветов.
Первые два периода этой истории, связанные с историческими заветами — с Ноем и с Авраамом — можно считать еще «зародышевыми». Церковь существует, она растет, но пока она практически невидима миру. Поэтому и пророческие служения этих периодов как бы скрыты от глаз мира.
Пророческое служение Авраама имело огромное, уникальное и неповторимое значение. Его роль в истории Церкви невозможно переоценить. Но проявилось оно только тогда, когда исполнились пророческие обетования, данные Господом Аврааму: «посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт 15.5–6).
Только с появлением множества потомков Авраама, объединенного в народ (но не как этнос, а как народ Божий, Церковь завета), наступает новый, видимый уже всему миру этап её жизни. И, соответственно, наступает новый этап пророческого служения. Народ, в той мере, в какой он является Церковью, нуждается в изъявлении воли Божьей «здесь и сейчас». Иными словами, ему необходимо видимое пророческое служение. Смысл этого церковного служения наиболее четко был выражен в книге пророка Иезекииля: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иез 33.7).
Поэтому церковное служение пророков Божьих до заключения Синайского Завета можно сравнить с посеянным семенем, которое упало в разные места — что‑то погибло, а «иное упано на добрую землю и дано плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто» (Мк 4.8).
Ранние пророки, в том числе Енох, совершали свое служение без всякой надежды увидеть плоды своих трудов. Они как бы исполняли древнюю заповедь «Отпускай хлеб твой по водам» (Еккл 11.1). Как и Евангельская притча о сеятеле, эта заповедь Экклезиаста имеет ярко выраженный пророческий смысл.
Но наибольшей активности служение пророков достигло после заключения Господом завета с Давидом, имевшим ярко выраженный мессианский смысл. Исполнение этого завета для ветхозаветной Церкви было наиболее трудным, так как очень нелегко было уяснить этот смысл, пожертвовать ради него национальными, политическими и иными ценностями, вплоть до государственной независимости. Именно в этот период служение пророков становится центральным в жизни народа Божьего.